Статья на тему Профессиональная проба


Профессиональная проба как эффективная форма организации ранней профессионализации детей и молодежи
В условиях изменяющейся структуры экономики России и динамично обновляющегося состава профессий особую значимость приобретает система профессионального самоопределения и ранней профессионализации детей и молодежи, направленная на формирование у подрастающего поколения адекватной самооценки возможностей и способностей, а также их соотнесение с общественными запросами и требованиями регионального рынка труда.
В условиях непрерывного образования должна произойти смена лейтмотива профориентационной деятельности: от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки профессионального выбора на протяжении всей жизни (диверсификация образовательных траекторий различных социальных групп населения). Обновленная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы.
С целью решения обозначенных проблем в Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий создан Центр профессиональных проб как допрофессиональная ступень непрерывного профессионального образования. Основная задача Центра – проведение профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций Борисоглебского городского округа с целью осознанного выбора ими сферы профессиональной деятельности, максимально соответствующей личностным особенностям и потребностям регионального рынка труда.
Профессиональная проба – это испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору профессии. При прохождении профпробы школьник не только приобретает информацию о востребованности на рынке труда специалистов данного профиля, выполняемых ими функциях, условиях труда и возможностях карьерного роста, но и получает возможность выполнить профессиональное задание под руководством наставника. Профессиональная проба – это «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности.
Открытию центра предшествовала тщательная подготовительная работа – разработка нормативно-документационного сопровождения деятельности Центра профессиональных проб (создание положения, издание локальных актов, заключение договоров о сотрудничестве с социальными партнёрами по проекту, составление графика проведения профессиональных проб), методическая разработка технологических карт профпроб и подготовка материально-технического сопровождения профессиональных занятий. Теперь каждый желающий школьник 7-9 классов Борисоглебского округа сможет получить практическое представление о том, что такое профессиональная деятельность в режиме реального места и времени.
Программа деятельности Центра техникума рассчитана на проведение профессиональных проб по семи направлениям, при этом учитываются возрастные особенности школьников. Так, для обучающихся 7-х классов предусмотрены профпробы «Воспитатель детей дошкольного возраста» и «IT-специалист (начальный уровень)». Школьники 8-го класса смогут опробовать свои силы в профпробах «Повар» и «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов». А девятиклассникам предложены четыре профессиональных пробы: «Парикмахер (базовый уровень)», «Сварщик», «Технолог машиностроения», «IT-специалист (продвинутый уровень)».
Учет возрастных особенностей школьников обусловил выделение в некоторых профпробах различных уровней: «Парикмахер» – начальный уровень (реализуется в Борисоглебском Центре внешкольной работы, 6-й класс) и базовый уровень (профпроба проходит в Борисоглебском техникуме промышленных и информационных технологий, 9-й класс) и «IT-специалист» - начальный (7-й класс) и продвинутый (9-й класс) уровни (обе профпробы проходят в техникуме, основное различие состоит в их сложности и доступности для школьников предлагаемых элементов видов профессиональной деятельности). В первом полугодии 2017 года профессиональные пробы на базе Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий пройдут околотысячи обучающихся из 11 школ Борисоглебского городского округа. Им предстоит опробовать азы поварского и парикмахерского искусства, основы инженерного конструирования и работы с IT-технологиями, понять особенности работы с детьми и другое.
Профессиональные пробы, проводимые в техникуме, реализуют четыре основных функции: когнитивную (познавательную), развивающую, диагностическую (выявление/не выявление у себя профессионально значимых качеств личности, обоснованный выбор профессии: «моё – не моё»), конструктивно-прогностическую (позволяют сконструировать модель своей профессиональной деятельности и спрогнозировать выбор профессиональной образовательной организации).
Каждая профпроба включает два часа занятий, которые соответствуют двум этапам: теоретическому и практическому (креативно-созидательному).
На первом этапе школьникам сообщаются основные сведения о профессии, они получают информацию об основных видах профессиональной деятельности, о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией; знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены; у них формируется представление об актуальности той или иной профессии, её востребованности на российском и региональном рынке труда, уровне оплаты, о возможности профессионального развития и карьерного роста.
На практическом (креативно-созидательном) этапе школьники приобретают определенные умения и навыки, связанные с действиями в максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся и возможностей смоделировать реальную профессиональную ситуацию, степень «погружения» в профессию может быть различной:
ознакомление с видами профессиональной деятельности через ролевую игру (профпроба «Воспитатель детей дошкольного возраста», 7-й класс),
формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму (тренинговый кейс), например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией, плановым заданием и др. (профпробы «Повар» и «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», 8-й класс; «Сварщик», «Парикмахер», 9-й класс),
развитие у обучающихся способности к конструированию, например, выбор материала, деталей, изготовление чертежей, эскизов деталей посредством использования профессионального программного обеспечения (профпроба «Технолог машиностроения», 9-й класс), или цепочка действий, предусматривающих создание целостного фрагмента конкретного вида профессиональной деятельности («IT-специалист (продвинутый уровень), 9-й класс)». Однако непременное условие проведения профпроб в техникуме – моделирование различных по уровню сложности элементов конкретного вида профессиональной деятельности, создание конкретного продукта.
Профпробы проводятся индивидуально и в малых группах под руководством опытных наставников (высококвалифицированных преподавателей техникума и мастеров производственного обучения) с привлечением студентов-волонтёров, готовых передать школьникам эстафету овладения выбранной профессией. После прохождения профессиональной пробы каждый участник в торжественной обстановке получает сертификат о прохождении конкретной профпробы.
Профессиональная проба рассматривается в техникуме не как статическое (застывшее во времени, раз и навсегда определенное) явление, а как динамически развивающийся процесс, что способствует совершенствованию форм организации и содержания профессиональных проб. Так, например, на первоначальном этапе предполагалось, что, помимо возрастных особенностей, при проведении профессиональных проб должен учитываться и гендерный аспект, и все профпробы были условно разделены на две группы: «для мальчиков» и «для девочек». Однако желание девушек надеть спецодежду сварщика и их решительный настрой войти в сварочную кабину, чтобы зажечь «волшебную» сварочную дугу и сделать первый в своей жизни сварочный шов, внесли коррективы: гендерный подход в организации профпроб был отменен и все профпробы теперь доступны всем школьникам.
Убеждены, что постоянный мониторинг эффективности проведения профессиональных проб, выявление положительных моментов и проблемных зон в их организации позволят совершенствовать технологию их проведения и обеспечат желаемый результат для всех участников проекта.
Литература
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С., Рабинович А.В. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. – М.: «Академия, ОАО «Московские учебники», 2011.
Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования самоопределения обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030/