Статья начальные классы Критериальное оценивание как фундамент самостоятельности

КГУ «Средняя школа №10» ГУ «Отдел образования акимата
Житикаринского района»









Критериальное оценивание
в образовательном процессе начальной школы
как фундамент самостоятельности в обучении школьников.







Учитель начальных классов : Мишарина Е.М.
















Г. Житикара
2016-2017учебный год.

Критериальное оценивание постепенно входит в образовательный процесс. Традиционная отметочная система изживает себя, уступая место бальной системе, которая позволяет ученику самостоятельно оценивать собственную работу, видеть успех и недочёты, владеть основами самоконтроля и самооценки.
Новые образовательные стандарты отводят оценке ведущую роль. В своей работе я стала применять критериальное оценивание с 1 класса при выразительном чтении, чтении стихотворений наизусть, во время проведения каллиграфических минуток.
В первый класс дети приходят с разным уровнем подготовки, с разным мышлением, памятью. Но все они приходят получать знания, делать для себя открытия. Продвижение по ступенькам знаний у каждого индивидуально. Успешность обучения ребёнка, особенно на первом этапе зависит от динамики развития и желания учиться. Существующая пятибалльная система оценивания не даёт реального видения достижения ученика. Зачастую родители, да и сами дети зависят от высокого балла. Начинается сравнение с другими, более успешными одноклассниками. Нередко на этой почве возникают конфликты, разногласия между учителями и родителями. Всё это приводит к снижению интереса учащихся к обучению, растёт психологический дискомфорт, повышается тревожность. Поэтому надо находить решения для устранения негативных явлений в обучении.
Этому и способствует критериальное оценивание.
В своей работе я опираюсь на опыт таких педагогов как Г.А. Цукерман, Е.И. Матвеева, А.Б. Воронцов и др. и реализую систему безотметочного обучения.
В работе я использую алгоритм формирования форматированного оцени-вания. Применение методов формативного оценивания приводит к тому, что у учащихся появляется интерес и ответственность к учёбе, вырабатываются навыки самостоятельной работы.
В период безотметочного оценивания перед нами, учителями встаёт вопрос как оценить успехи, привить интерес к обучению, какие формы оценивания использовать, чтобы ребёнок увидел свои успехи и старания? Ведь любой труд требует оценки. При оценке важно знать, что оценивается не только результат труда, но и прилежание, усердие, старательность, стремление преодолеть трудности самостоятельно.
На первом этапе обучения в 1 классе я использую различные смайлики, слова одобрения с пояснением: «Умница», «Молодей! Но надо ещё постараться, потрудиться».
Начиная со второго месяца обучения применяю шкалу оценивания «Волшебные линейки» (по Г.А.Цукерман) Учащиеся сразу после выполнения работы чертят на полях отрезки и с помощью кружка оценивают работу. Вверху кружок если данный критерий выполнен полностью, внизу- если не выполнен вообще. Учитель рассматривает правильность самооценки индивидуально с каждым ученикам.
Очень важно научить учащихся выделять критерии и правильно оценивать ответы учащихся. С этой целью я призываю вначале послушать оценку мою. А затем по образцу( эталону) оценить ответы учащихся.
Например. Влад рассказал стихотворение наизусть выразительно, громко, не забывал и не переставлял слова, соблюдал паузы, знаки препинания. Но он забыл назвать автора стихотворения.
В процессе обсуждения вырабатываются критерии рассказывания стихотворения наизусть.
1. Автор и название стихотворения.
2. Умение рассказывать громко.
3. Знать стихотворение наизусть.
4.Соблюдать знаки препинания.0
Затем учащиеся оценивают ответы товарищей по критериям.
На уроках грамоты вначале выступает образец. На доске демонстрирую написание элемента буквы, затем дети прописывают образец в прописи и с помощью «волшебных линеек» сравнивают и оценивают результат с образцом. Затем оцениваю сама и провожу индивидуальную работу.
При списывании текста задаю вопросы.
Ребята, что нужно уметь, чтобы безошибочно выполнить задание? Отвечают:
-Стараться списывать аккуратно, правильно, не пропуская буквы в словах
Таким образом, вырабатываются критерии, по которым свою работу оценивает сам ученик, затем учитель. Видя свои ошибки, ученик стремиться их исправить и при выполнении следующей работы их не допускать.
Таким образом, учащиеся учатся видеть учебное задание, опираясь на критерии. А критерии вырабатываются из алгоритмов правил.
Приведу пример выработки критериев оценки находить в тексте слова с безударной гласной.(2 класс)
Выпишите из текста слова с безударной гласной. Подберите к ним проверочные слова.
«Жарким летом брызги фонтана дают освежительную прохладу. Слово «фонтан» означает родник, ключ, источник »
Определение критериев.
Ребята, какие критерии надо соблюдать, чтобы правильно выполнить задание?
Умение определять безударные гласные.
Умение видеть слова с безударной гласной.
Умение подбирать проверочные слова.
Выполняя такое задание ученик осуществляет самоконтроль учебных действий и грамотно оценивает себя по данным критериям.
Во втором классе ввожу «Лист моих достижений»,в котором учащиеся фиксируют свои знания и умения по темам. На основе «Листа моих достижений» заполняется «Сводный лист достижений класса»

Сводный лист достижений даёт ясную картину, какие умения вызывают затруднения и какие необходимо отработать. Отработка умений идёт на последующих уроках.
Введение в практику критериального оценивания даёт учителю возможность объективно определять успешность выполнения отдельных заданий, родители в свою очередь, могут получать подробные сведения о достижениях своих детей. Учащиеся учатся самостоятельно оценивать свои умения и навыки.