Технологическая карта конструирования урока по технологии на тему Влажно — тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий



План – конспект урока по предмету
«Технология. Обслуживающий труд» для 5 класс в условиях реализации новых ФГОС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Раздел: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
Подраздел: «Технология изготовления рабочей одежды».
Тема урока: «Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий».
Ф.И.О. педагога: Божко Ирина Вячеславовна.
Школа: МБОУ СОШ №1 г.Завитинска Амурской области
Предмет: «Технология. Обслуживающий труд».
Учебник и рабочая тетрадь: Технология. Технология ведения дома.
Под ред. Н.В.Синица; В.Д.СимоненкоКласс: 5 «А» класс ФГОС.
Тип урока: комбинированный урок, изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; - развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.
Метапредметные:
1.Познавательные: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
2.Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
3.Коммуникативные: установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы, оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.
Личностные:
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Решаемые учебные проблемы Осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопасности и организации рабочего места, а также назначения и правил выполнения машинных швов, их классификации.
Основные понятия, изучаемые на уроке Влажно-тепловая обработка, терморегулятор, пароувлажнитель, утюжильная доска, проутюжильник; приутюживание, разутюживание, заутюживание.
Соединительные швы - стачной шов вразутюжку, стачной шов в заутюжку;
Краевые швы - шов в подгибку с открытым срезом и шов в подгибку с закрытым срезом;
Отделочные ручные швы - тамбурный, стебельчатый и машинный шов – стачной и шов зигзаг.

Вид используемых на уроке средств ИКТ ПК, проектор, презентация.
Образовательные
Интернет-ресурсы Ссылки для поиска информации:
http://bse.sci-lib.com/article010827.html
http://www.izuminki.com/2012/11/14/istoriya-utyuga/
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:
38290507231380Деятельность обучающихсяПроявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
00Деятельность обучающихсяПроявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.
15303579603604. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
» формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
004. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
» формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
1498608862060Деятельность учителя
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.
00Деятельность учителя
Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.
38290508867775Деятельность обучающихся•
Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания:
00Деятельность обучающихся•
Работа в группах.
Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания:
15621096005655 ЭТАП"Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи:
005 ЭТАП"Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи:
-222885224155
00
ЭТАП.
Актуализация знаний Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент – 2 мин.
Приветствие обучающихся музыкальным сопровождением (песней «Добрый день!»), проверка готовности к уроку по слайду «Готов ли ты к уроку», староста класса называет отсутствующих и дежурных.
Учитель предлагает разделиться на три группы (группа соответствует ряду). Каждая группа соединяется вместе и из предложенных слов (написанных на листочке) называют свою группу (конструкторы, модельеры, технологи).
Работа в группах по карточке - 3 мин.
Задание 1. Раздать группам выполненные образцы ручных швов: обметочный, сметочный, заметочный.
Машинных швов: стачной шов и шов зигзагообразной строчки.
Предложить работу по определению способов выполнения: ручной шов и машинный шов.
5216525244476
00
Определить названия строчек и швов и заполнить карточку №1.
Карточка 1. Определи названия швов и способ их выполнения (ручной или машинный)
Швы
Ручные Машинные
Проверка выполнения задания.
Вывод: девочки, мы вспомнили с вами названия швов, способ их выполнения. Давайте вспомним их назначение: для чего применяются ручные швы? Для чего машинные?
• (для оценки ответов используются цветные карточки с изображением фартука, каждой группе соответствует один рисунок, как балл)
• таблицу вклеить в тетрадь. Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Работа в группах по заданию учителя.
Ответы обучающихся.
Работа в рабочих тетрадях.
ЭТАП.
Создание проблемной ситуации Давайте вспомним, какие требования к качеству ручных и машинных швов применяются?
Какие ручные швы по качеству выполнения должны быть?
Какие должны быть машинные швы?
Как вы считаете, в каких видах одежды применяются данные швы?
Как вы думаете, что ещё зависит на качество шва?
Задание 2. Чтобы проще было ответить на эти вопросы, рассмотрите образцы швов, сравните их. И определите какие швы выполнены качественно, а какие нет?
( раздать по два одинаковых шва, выполненных ручным и машинным способом). Можно использовать швы выполненные учащимися. Девочки совещаются в группах и отвечают.
Проверка выполнения задания.
Вывод: чтобы швы были выполнены качественно, нам необходимо: выполнять строчку ровно, по всем правилам, аккуратно соблюдая все правила техники безопасности. Вид изделия должен быть аккуратным, немятым, шов отутюженным.
• (для оценки ответов используются цветные карточки с изображением фартука, как баллы)
А чтобы изделие было немятым его необходимо прогладить, проутюжить при помощи утюга. И утюг имеет большое значение при изготовлении швейных изделий.

Ответы учащихся. Выполнение задания 2.
ЭТАП.
Целеполагания Мы на уроках учились пользоваться утюгом?
Так значит, с чем мы сегодня будем работать?
Что будем изучать?
Правильно, у вас возникло много вопросов, которые относятся к влажно – тепловой обработки и в конце урока вы сами на них ответите.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Влажно-тепловая обработка и её значение при изготовлении швейных изделий.
• Запишем в тетрадь.
Цель урока, как вы правильно определили:
- научиться правильно, выполнять влажно-тепловую обработку ткани.
Это важная информация для девочки. Нужна она нам в жизни?
Девочки, а вы знаете значение слова «неряха» «неряшливый вид»?
Абсолютно правильно, как героиня мультфильма «Ситцевая страна», от которой убежали даже платья. Давайте посмотрим отрывок этого поучительного мультфильма.
Просмотр отрывка мультфильма.
И сегодняшний урок поможет нам избежать такой неприятной ситуации в жизни. Предположительные ответы детей:
- Пока ещё нет.
- С утюгом. Как правильно им пользоваться!
- Значение утюга при изготовлении одежды.
- Есть изделия, которые быстро сминаются и трудно гладятся, поэтому необходимо использовать утюг с паром или использовать марлю.
.
Запись в тетрадь темы урока.
- Конечно.
-Неаккуратный, грязный, неопрятный, мятый.
4.ЭТАП.
Планирования. Познакомимся с планом нашей работы на уроке:
Узнаем о назначении оборудования для ВТО.
Познакомимся с правилами выполнения ВТО и техникой безопасности.
Познакомится с основными операциями ВТО.
Выполним основные операции ВТО в практической работе.
Девочки, если план работы понятен, начинаем работать. Знакомятся с планом работы на урок
ЭТАП «Открытие нового знания»
ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражения решения. Применение нового знания. ВТО в домашних условиях выполняется при помощи следующего оборудования: утюг, утюжильная доска, проутюжильник. Узнаем больше об этом оборудовании. Начнем с утюга.
Слайд «Устройство утюга»
Обратите внимание от слова «утюг» происходят следующие слова «утюжить», «утюжильная доска».
Слайд: итак, утюжильная доска
Слайд «проутюжильник» и «пульверизатор».
Вопросы есть, все понятно?
Проверим, выполнив задание 2. - 2 мин.
Проверяем.
• (для оценки ответов используются цветные карточки с изображением фартука, как баллы)
Вывод: итак, мы узнали об оборудовании, которое применяют для утюжки изделий. Первый пункт нашего плана выполнен. Задание 20.1. в тетради.
Ответы учащихся.
Теперь познакомимся с правилами выполнения ВТО, т.е. как правильно гладить. Для этого прочитаем на стр. 133 учебника пункт «Правила выполнения ВТО» поочередно.
Вывод: запомним последовательность выполнения ВТО, это нам пригодится для выполнения практической работы. Второй пункт выполнен. Работа с заданием.
Читают по очереди.
Работаем по плану. Теперь нам предстоит узнать, как называются и выполняются основные операции ВТО.
Для этого обратимся вначале к терминологии.
Слайд «Терминология ВТО» Данную терминологию очень легко запомнить по ассоциациям со словами:
12255508890000Приутюжить при (прижать)
12255507556500Разутюжить раз (разложить, развернуть)
114935010985500Заутюжить за (заложить, завернуть)
Запишем в тетрадь.
Вывод: теперь вы знаете основные операции ВТО.
Третий пункт плана выполнен. Запись в тетрадь терминов
Работа по заданию
Ответы.
Вот теперь мы подошли к выполнению практической работы. Но прежде, чем начать работу необходимо остановиться на самом важном: «Правила безопасной работы». Ознакомимся с данным пунктом на стр. 134. Учебника. Читаем поочередно.
Вывод: зная правила техники безопасности, можно перейти к выполнению практической работы. Читают «Правила безопасной работы».
Практическая работа (по предлагаемой инструкционной карте)
Выполнять работу будем в группах, используя инструкционную карту.
Провести вводный инструктаж по правилам работы с демонстрацией методов.
Работа 5 мин. В течение работы текущий инструктаж.
Оценивание: Подвести итоги работы оцениванием в группах работы каждого по следующим критериям: ВТО выполнена аккуратно, без складок, ровно, правильно. Проставить оценки, после проверки учителем.
Вывод: с работой справились хорошо.
Четвертый пункт нашей работы выполнен. Выполнение практической работы.
Подведение итога практической работы.
Проверим усвоение новой темы. Задание 3 стр. 50 в тетради (5 мин).
(работа индивидуальная)
Проверим правильность ответов (взаимопроверка). Выставим оценки.
Самопроверка и взаимопроверка.
Выставление оценок.
7 ЭТАП Рефлексия (5 мин)
Ответы девочек.
Девочки давайте вспомним тему и цель нашего урока.
Посмотрите на план нашего урока – все мы выполнили?
Что на уроке больше всего понравилось и запомнилось?
Что было самым трудным?
Над чем еще надо поработать?
Как оцениваешь свою работу?
Оценки за урок:
Подведем итоги, как работали группы, посчитаем, у кого больше картинок получилось.
Теперь выставим оценку за урок по таблице.
Работали хорошо, мне с вами было сегодня интересно.
Спасибо за урок!
• Запишите домашнее задание к следующему уроку:
1. изучить п. 21, вопросы на стр.135
2. выполнить задание в рабочей тетради стр. 50,
ссылка для поиска информации: http://bse.sci-lib.com/article010827.html
3. подготовить презентацию по заданию на стр. 135, в рабочей тетради стр. 50, ссылка для поиска информации: http://www.izuminki.com/2012/11/14/istoriya-utyuga/
Ответы девочек.
Работа у доски:
Девочки вывешивают на доску смайлик:
красного цвета - всё понятно, было интересно, выполняла всё правильно и аккуратно.
Синего цвета - всё понятно, но возникали затруднения в практической части урока.
Жёлтого цвета: возникали затруднения, допущены ошибки и небрежность, необходимо вернуться к данной теме ещё раз.
Цветные карточки для групп, используются как баллы.



Таблица оценивания:
Ф.И. ученицы:
Работа в группе
Оценка
Тест Оценка
Практическая работа Оценка
Итого:
Ф.И. ученицы:
Работа в группе
Оценка
Тест Оценка
Практическая работа Оценка
Итого: Ф.И. ученицы:
Работа в группе
Оценка
Тест Оценка
Практическая работа Оценка
Итого: Ф.И. ученицы:
Работа в группе
Оценка
Тест Оценка
Практическая работа Оценка
Итого: Задание 2.


Задание №3 на стр.50

Ответы:
1.Пароувлажнитель
2.Терморегулятор
3.Приутюживание
4.Заутюживание
5.Разутюживание
Практическая работа:
Инструкционная карта последовательности выполнения операций ВТО
№ Последовательность выполнения работы Инструкции выполнения Оценка качества работы (от 5 до 1 балла)
1. Приутюжить образец «вподгибку с закрытым срезом» в области машинной строчки и сгибов. Образец положить на утюжильную доску и прижать нагретым утюгом с изнаночной стороны образца в области машинной строчки и сгибов, с целью уменьшения толщины детали. 2. Заутюжить образец «стачной шов в заутюжку» в области машинной строчки. У образца с изнаночной стороны припуски шва уложить в любую одну сторону и заутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. 3. Разутюжить образец «стачной шов в разутюжку» в области машинной строчки. У образца с изнаночной стороны припуски шва развернуть в разные стороны и разутюжить. Перевернуть образец на лицевую сторону и приутюжить в месте машинной строчки, так чтобы были видны нитки шва. Итого: