Конспект урока на тему: А.С. Пушкин в Михайловском


Тема: Пушкин в Михайловском.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в Михайловском. Раскрыть спасительную роль творчества в трагической судьбе ссыльного.
Задачи: 1) приход Пушкина к реализму;
2) познакомить с историей создания трагедии «Борис Годунов», запечатлевшей судьбу человека и судьбу народную;
3) сформулировать у учащихся первоначальное представление о критическом реализме.

Ход урока.
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя.
- В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России. Он узнал, что такое успех и слава. Особенно прославили Пушкина поэмы, получившие название «южных поэм» как по месту их создания, так и по специфике, «южному», романтическому колориту, заставляющему современников вспоминать «восточные» поэмы Байрона.
Пушкин прославился как певец Кавказа, кумир романтической молодёжи. Однако сам поэт обгонял свою славу. 9 мая 1823 года он, разрывая с романтизмом, начал «Евгения Онегина». Творчество его искало новых путей. Новое творчество требовало нового мироощущения. Давно назреваемая биографическая катастрофа ускорила этот процесс.
Сообщение учащегося о Михайловской ссылке.
Будучи в Кишинёве, Пушкин пережил надежды, связанные с греческим восстанием. В то время вся Южная Европа была охвачена пожаром освободительной борьбы. К тому же он был свидетелем деятельности политического кружка Орлова. Участники этого кружка находились в непосредственной связи с Союзом Благоденствия. Они строили планы свержения самодержавия. Членами этого кружка были многие друзья Пушкина, в том числе и Раевский.
В феврале 1822 года начался разгром кишинёвского кружка. Атмосфера слежки, доносов, разрушение всего круга друзей и единомышленников делали дальнейшее пребывание Пушкина в Кишинёве исключительно тяжёлым, и он, конечно, был рад, когда представилась возможность служебного перевода в Одессу.
В мае 1823 года Пушкин отправляется в Одессу под начальство генерала Воронцова. Воронцов был высокомерен, горд, держал себя не как русский генерал, а как английский лорд, но чувства собственного достоинства у него не было. Поэзия была для Воронцова вздор. По отношению к Пушкину он был любезен как начальник с подчинённым.
Пушкин резко и щепетильно отстаивал своё достоинство от вельможных покушений. Это вызывало осложнения, усугублённые ревностью, ибо Пушкин страстно влюбился в жену Воронцова Елизавету Ксаверьевну.
Воронцов окружил поэта шпионскою сетью, распечатывал его письма и непрестанно восстанавливал против ссыльного поэта петербургское начальство. Такова была ситуация, когда московская полиция распечатала письмо Пушкина, в котором он признавался в своём увлечении атеистическими учениями. Этого было достаточно.
8 июля 1824 года Пушкин был высочайшим повелением уволен от службы и отправлен в ссылку в родовое имение Михайловское, что на Псковщине.
1 августа 1824 года Пушкин в сопровождении крепостного дядьки Никиты Козлова выехал из Одессы.
В Михайловское Пушкин прибыл 9 августа 1824 года.
Приезд Пушкина домой был действительно печален. Он устал от скитаний и бедности. Однако дом обернулся ссылкой, да ещё ссора с отцом усугубила положение. Отец Пушкина имел бестактность принять на себя обязанность надзора над ссыльным сыном. Это привело к исключительно резким столкновениям между отцом и сыном и, в конечном итоге, к отъезду из Михайловского отца, матери и сестры. Пушкин остался в Михайловском один, в обществе няни Арины Родионовны.
Ссылка в Михайловское была тяжёлым испытанием: разлука с любимой женщиной, одиночество, материальные затруднения, отсутствие духовного общения, друзей, развлечений могли превратить жизнь в нравственную пытку. Вяземский писал, что чтобы вынести её, надо быть «богатырём духовным», и серьёзно опасался, что Пушкин сойдёт с ума или сопьётся.
Однако Пушкин обладал активным, одухотворяющим окружающую жизнь гением: он не подчинился окружающему, а преобразил его. Главное событие, основная сфера деятельности в этот период – это творчество. Деятельность переносится внутрь души.
- Одним из первых лирических произведений этого времени было стихотворение «К морю».
3. Анализ стихотворения «К морю».
- Назовите используемые автором в создании образа моря речевые приёмы.
(«свободная стихия», «блещешь гордою красой», «как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час / Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз», «своенравные порывы», «твоею прихотью хранимый», «в твоей пустыне» и т.д.)
- Каков образ моря?
(Оно своенравное, прихотливое, живое, свободное, непредсказуемое, грозное)
- Почему стихотворение можно назвать элегией?
(Грустный, меланхолический тон характерен для стихотворения).
- Какие размышления вызывают грусть лирического героя?
(Прощание с морем, неизвестность того, что уготовано судьбой).
- Чем человек отличается от моря?
(Он несвободен, зависит от прихоти стихии, от собственных страстей, которые подчас играют человеком, от социальных, исторических условий).
- Заметили ли вы элементы другого лирического жанра? Если заметили, т в чём?
(Жанр послания. Уже в самом названии присутствует обращение как к другу, собеседнику, наличие риторических вопросов).- Докажите, что стихотворение «К морю» - романтическое произведение.
(Наличие характерных мотивов и образов одиночества, упоминание кумиров романтиков Байрона и Наполеона, сам образ моря романтический).
- Стихотворение «К морю» - прощание Пушкина с романтическим мироощущением.
Тот переворот, который произошёл в творчестве Пушкина выразился в создании произведений с отчётливо реалистической окраской.
4.Запись определения реализма.
Реализм – художественный метод. В центре внимания реализма находится не просто факты, события и люди, а те закономерности, которые действуют в жизни. В отличие от романтизма, который над действительностью, реализм равен действительности. Свидетельством победы реализма в творчестве Пушкина стало создание трагедии «Борис Годунов».
Рылеев, один из руководителей тайного общества, поэт, друг Пушкина, призывает его написать поэму в декабристском духе. Пушкин не написал поэму, а написал трагедию «Борис Годунов».
5.Анализ трагедии «Борис Годунов».
- В трагедии две сюжетные линии. Какие?
(Сюжетная линия царя Бориса и Лжедмитрия).
- Прочитайте монолог Бориса «Достиг я высшей власти».
- Что мешает Борису спокойно жить и править?
(Муки совести, ведь Борис пришёл к власти, перешагнув через кровь. Он был виновен в смерти царевича Дмитрия).- Как Борис пытается искупить свой грех?
(Он хочет искупить свой грех справедливостью царской власти, благом для народа).
- Получается ли у него это? Какое значение имеет фраза «Они любить умеют только мёртвых»?
(Народ не признаёт власти Бориса, т.к. не может простить ему смерти царевича).
- Какое значение имеет фраза «И мальчики кровавые в глазах».
(Борис не находит успокоения. Его мучает совесть).- Кто скажет правду Борису?
(Правду Борису скажет юродивый: «нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит»).
- Перескажите кратко историю Гришки Отрепьева.
- Сможет ли он продержаться у власти? Каково значение ремарки «народ безмолвствует»?
(Народу всё равно, что происходит наверху. Ни яркая личность Бориса Годунова, ни самозванец не могут пересечься с народом, так как для него ненавистна любая власть). - Прочтите разговор двух бояр. С чем сравнивают они народ?
(«Давай народ искусно волновать». Народ сравнивается с морем).- А какое оно, море? Вспомните стихотворение «К морю».
(Море непокорное, прихотливое, своенравное. Такова же и народная стихия).- Но, с другой стороны, народ слаб. Почему?
(Им можно манипулировать, «искусно волновать»).
- В трагедии появляется ещё один образ, образ поэта. Прочитайте монолог Пимена.
- Пимен – идеал поэтической личности, поэт- мыслитель, поэт-учёный, как Карамзин, и одновременно поэт, не мудрствующий лукаво. К кому по своим взглядам близок Пимен, к царю или к народу?
(Мнение Пимена сближается с мнением народа).
Итог урока.
Домашнее задание: читать стихи Пушкина о любви: «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», Мадонна», «Сожжённое письмо».