Рабочая программа внеурочной деятельности Жаворушки общекультурного направления


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Солдатская школа»
Приложение № 2
к основной образовательной программе
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Жаворушки»
общекультурного направления
для учащихся 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жаворонушки» для первого года обучения составлена на основе авторской программы «Жаваронушки»,Карапузовой М. М.,заместителя директора по воспитательной работе и Рябковой Н. А. ,педагога дополнительного образования, руководителя ансамбля 2011г.
Практическая значимость: Реализация программы обеспечит решение важнейших задач в воспитании подрастающего поколения: возрождение духовности, формирование потребности сохранения исторических, материальных и культурных ценностей, воспитание патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Воплощение программы в рамках образовательного пространства города, области позволит детям и подросткам определиться в новых жизненных условиях, привлечёт внимание к истории наших предков, научит использовать эти знания и опыт в современной жизни.
Цель программы:
воспитание ребенка в традициях национальной народной культуры, бережного отношения и любви к ней. Формирование у обучающихся основ нравственной эстетической культуры и исторической памяти нашего народа, через истоки народной культуры; развитие творческих способностей и задатков ребенка через народную песню, а так же формирование целостного восприятия народной культуры.
Задачи программы:
убедительнее раскрыть содержание народной песни;
глубже передать национальную характерность музыкально-поэтических образов;
расширить представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке;
в наиболее доступной форме передать молодому поколению сложившиеся в течение веков эстетические, нравственные и трудовые идеалы, понятия об окружающем мире.
Срок реализации программы:1год
Программа рассчитана на 1 год обучения в начальных классах (6,5-8 лет). Общее количество часов – 33. Режим занятий – 1 часа в неделю по 25 минут.
Формы организации внеурочной деятельности:
изучение музыкального материала, беседа, игра,экскурсия, дискуссия, чтение. На занятиях используются: аудио, видеозаписи, народные костюмы, куклы, музыкальные инструменты.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
К концу первого года обучения дети должны:
Знать:
-устройство и принципы работы голосового аппарата;
-о фольклоре как источнике народной мудрости;
-о детском игровом фольклоре;
- жанры потешного фольклора;
- понятия – ансамбль, аккомпанемент;
-принципы устройства и звучания шумовых инструментов.
Уметь:
-произносить звук «Я» без напряжения, протяжно, на опертом дыхании с живой речевой интонацией;
-самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; -выразительно исполнять малообъемные песни, слушать произведения, определять их жанр и характер.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1 Детский фольклор
музыкальных инструментов. 1.1 Введение. «Наши корни». Фольклор – народная мудрость.
Теория: Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.
1.2 Знакомство с русской народной песней
Теория:русская народная песня, как художественное творение, имеющее глубокое образно-смыслового начало. Прослушивание подлинного звучания народного образцов пения.
Практика: артикуляционная гимнастика интонационно-фонетические упражнения.
1.3 Колыбельные песни.
Теория: Ранее детство. Колыбельные песни — азы воспитания. Страшилки — краткие песенки, исполняемые ребенку в воспитательных целях.
Практика: разучивание слов и мелодий песен. Поэтическая и музыкальная выразительность. Характерные припевные слова. Огласовка согласных. Неширокий диапазон. Пение песен в стилизованном исполнении.
1.4 Детские песенки - потешкиТеория:Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика: Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.
1.5 Прибаутки
Теория: Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
Практика: Разучивание слов и мелодий прибауток.
1.6 Приговорки и закличкиТеория: Приговорки и заклички,как жанр фольклора их назначение и виды.
Практика: Разучивание слов и мелодий, работа над выразительном исполнением.
1.7 Колядки
Теория: разнообразие жанров колядок :щедровки, овсеньки, виноградья, таусени. Лаконизм форм и поэтичность содержания. Узкий диапазон.
Практика: разучивание слов и мелодий колядок, пение «akapella» и с музыкальным сопровождением.
1.8 Традиционные музыкальные инструменты
Практика: Отстукивавшие слов попевок на шумовых инструментах. Повтор ритмичного рисунка на инструменте.
1.9 Сказки
Теория: Что такое сказка? Воспитательная и поучительная функция сказок. Их разновидность и разнохарактерность.
Практика: разучивание русских народных сказок.
1.10 Скороговорки.
Теория: Скороговорки, как вид народного творчества.их назначение и место в жизни детей
Практика: разучивание скороговорок.
1.11 Загадки
Практика: разучивание загадок.
1.12 Традиционные музыкальные инструменты
Практика: игра на шумовых инструментах в плясовых песнях, частушках.
1.13 Хореография Белгородско-Воронежского региона.
Теория: просмотр видеофильма аутентичных фольклорных коллективов данного региона.
1.14 Игры
Теория: виды игр, обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу.
Практика: разучивание игр.
1.15 Считалки. Жеребьевки.
Теория: считалки и жеребьевки, как вид народного творчества, их назначение.
Практика: разучивание, применение на практике.
1.16 Традиционные музыкальные инструменты
Практика: Краткая характеристика шумовых инструментов: коробочка, рубель. Особенности шумового звука. Отстукивавшие слов попевок на шумовых инструментах. Повтор ритмичного рисунка на инструменте.
1.17 Урок-показ «Как на нашей улице»
Практика: исполнение пройденного песенного материала с использованием
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема занятий Количество часов
Общее кол-во часов Теория Практика
1 Детский фольклор 33 13 20
1 Введение. «Наши корни». Фольклор – народная мудрость 1 1 2 Знакомство с русской народной песней 1 1 3 Знакомство с русской народной песней 1 1
4 Колыбельные песни 1 1 5 Колыбельные песни 1 1
6 Детские песенки – потешки1 1 7 Детские песенки – потешки1 1
8 Прибаутки 1 1 9 Прибаутки 1 1
10 Приговорки и заклички1 1 11 Приговорки и заклички1 1
12 Колядки 1 1 13 Колядки 1 1
14 Традиционные народные музыкальные инструменты (ложки) 1 1
15 Традиционные народные музыкальные инструменты (ложки) 1 1
16 Театрализация музыкальной сказки 1 1 17 Театрализация музыкальной сказки 1 1
18 Скороговорки 1 1 19 Скороговорки 1 1
20 Загадки 1 1
21 Загадки 1 1
22 Традиционные народные музыкальные инструменты (трещотка) 1 1
23 Традиционные народные музыкальные инструменты (трещотка) 1 1
24 Хореография Белгородско - Воронежского региона 1 1 25 Хореография Белгородско - Воронежского региона 1 1 26 Игры 1 1 27 Игры 1 1
28 Жеребьевки. Считалки 1 1 29 Жеребьевки. Считалки 1 1
30 Традиционные народные музыкальные инструменты (коробочка, рубель) 1 1
31 Традиционные народные музыкальные инструменты (коробочка, рубель) 1 1
32 Традиционные народные музыкальные инструменты (коробочка, рубель) 1 1
33 Урок-показ «Как на нашей улице»
1 1
Итого: 33