Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7» города Кирова




Утверждаю
Директор: А.Н.Лыскова.
______________________
Приказ № 1
от «28» августа 2015 года





Принято на педагогическом совете
Протокол № 1
от «28» августа 2015 года
Рекомендовано в качестве
рабочей программы по изучению внеурочной деятельности
общекультурного направления




Рассмотрено на заседании
методического объединения учителей начальной школы
«28» августа 2015 года
Протокол № 1
Руководитель МО:
Н.В. Катаргина

________________





Рабочая программа

по внеурочной деятельности
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«УЛЫБКА»
1 класс (33 часа) – базовый уровень


Составитель:
__Васильева Лариса Николаевна______ , учитель начальных классов
(фамилия, имя, отчество)





Киров
2015 год
Пояснительная записка
Программа «Улыбка» реализует общекультурное (культуротворческое и эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Основные задачи курса:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в театральной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру; знакомство с профессиями театра;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе системы ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации творческих проектов.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
Театральная игра
Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
3. Место внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 1-4 классов, на 4 года обучения. На реализацию театрального курса «Улыбка» в 1 классе отводится 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания внеурочной деятельности должны отражать:
получение первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях;
получение первоначальных навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
получение представлений о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
получение начальных представлений об искусстве народов России;
формирование интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
формирование интереса к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
11) отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Программа внеурочной деятельности «Улыбка» обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание внеурочной деятельности
1 раздел. Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г. Кирова (презентация)
2 раздел. Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Тематическое планирование с основными видами внеурочной деятельности обучающихся
Тема раздела
№ урока
Тема занятия
Содержание ФГОС
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
ИКТ, ресурсы

1 класс


1
Вводное занятие.
«Театр – экспромт». Русская народная сказка «Колобок».
Анализировать сказку, произносить диалог героев.



2-3
Здравствуй, театр!

Мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр». Знакомство с театрами Кирова. Инсценирование. Роль. Актер
Приводить примеры театров города Кирова. Знать понятия «театр», «роль», «актер».
Презентация «театры Кирова»


4-5
Театральная игра
Поведение на сцене. Размещение на площадке. Диалог.
Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Знакомство с правилами поведения на сцене. Ориентироваться в пространстве, размещаться на площадке. Строить диалог с партнером на заданную тему



6-7
Репетиция сказки «Теремок».

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Сказка «Теремок».
Распределять роли под руководством учителя. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Инсценировать сказку. Оценивать результат деятельности.



8-9
В мире пословиц.
Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»
Разучивать и инсценировать пословицы.
Распределять роли под руководством учителя. Строить диалог с партнером.
Презентация «Пословицы в картинках»


10-11
Виды театрального искусства.
Виды театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.
Распознавать виды театрального искусства. Произносить скороговорки, чистоговорки с разным темпом и силой звука, с разной интонацией. Слушать и читать сказку, распределять роли под руководством учителя, инсценировать диалогов. Оценивать результат деятельности.
Презентация «Виды театрального искусства»


12-13
Правила поведения в театре
Правила поведения в театре. Поведение на сцене.
Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Строить диалог с партнером на заданную тему.
Презентация «Правила поведения в театре»


14-15
Кукольный театр.
Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.
Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Распределять роли под руководством учителя. Инсценировать сказку. Оценивать результат деятельности.



16-17
Театральная азбука.

Театр, бутафория, декорация, актер, труппа, сценарий. Профессии театра
Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



18-19
Театральная игра. Викторина «Сказка, сказка, приходи».
Театр, бутафория, декорация, актер, труппа, сценарий. Профессии театра
Анализировать и отгадывать задания викторины. Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Оценивать результат деятельности.



20-22
Просмотр спектакля в кукольном театре
Спектакль, игра актеров, антракт, партер, амфитеатр.
Смотреть на игру актеров (театральное представление), составлять отзыв на основе увиденного спектакля.
Спектакль


23-24
Театральная игра

Дикция. Куклы – актеры.
Находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Самостоятельно разучивать диалоги в микрогруппах. Распределять роли под руководством учителя.



25-26
Основы театральной культуры
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения
Подбирать музыкальные произведения к знакомым сказкам. Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Изготавливать пальчиковые куклы.



27-31
Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.
Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения
Распределять роли под руководством учителя, репетировать с пальчиковыми куклами. Разучивать слова героев и инсценировать миниспектакль. Оценивать результат деятельности.



32-33
Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ
Выразительное чтение. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.


2 класс


1-3
Театральная игра
Игры-пантомимы.
Разучивать игры-пантомимы. Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.



4-7
Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя. Оценивать результат деятельности.



8-11
Культура и техника речи. Инсценирование сказки «Пых»
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ
Работать над постановкой дыхания. Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Инсценировать сказку. Оценивать результат деятельности.



12-13
Ритмопластика
Создание образов с помощью жестов, мимики. Выразительные пластические движения.
Создавать образы животных с помощью жестов и мимики. Оценивать результат деятельности.



14-16
Просмотр спектакля «Аленький цветочек»
Игра актеров. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Смотреть на игру актеров (театральное представление), составлять отзыв на основе увиденного спектакля. Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.
Спектакль


17-18
Театральная игра

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Чтение сказки А.Усачёва «Жили-были ёжики».
Создавать этюды. Инсценировать диалоги животных. Строить диалог с партнером. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



19-22
Ритмопластика. Чтение по ролям рассказов Н.Сладкова о животных. Сказки-несказки В.Бианки.
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.
Выполнять упражнения на расслабление мышц. Инсценировать кукольный спектакль. Оценивать результат деятельности.



23-26
Инсценирование сказок К.И.Чуковского
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя. Строить диалог с партнером на заданную тему.



27-28
Ритмопластика
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.
Разучивать упражнения под музыку. Оценивать результат деятельности.



29-30
Театральная игра.
Инсценирование басен И.А. Крылова.
Этюды на эмоции и вежливое поведение. Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Оценивать результат деятельности.



31-32
Инсценирование русских народных сказок
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя. Оценивать результат деятельности.



33-34
Заключительное занятие «Капустник»
Отчёт, показ любимых инсценировок.
Строить диалог с партнером на заданную тему. Оценивать результат деятельности. Составить отзыв по проведенному празднику.


3 класс


1-2
Театральная игра
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.
Разучивать игры-пантомимы. Строить диалог с партнером. Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.



3-7
Постановка сказок А.С. Пушкина
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ. Чтение и слушание сказок.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Слушать и читать сказку. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Оценивать результат деятельности.



8-11
Культура и техника речи. Инсценирование сказки «Как Снегурочка девочкой стала»
Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Работать над постановкой дыхания. Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Выступать на новогоднем утреннике. Инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Строить диалог с партнером на заданную тему. Оценивать результат деятельности.



12-13
Ритмопластика
Создание образов с помощью жестов, мимики.
Использовать жесты и мимику для передачи характера и образа героя. Оценивать результат деятельности. Распределять роли под руководством учителя.



14-16
Просмотр сказок в видеозаписи.
Игра актеров
Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.
Сказки


17-18
Театральная игра

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Театр-экспромт. Жанр
Создавать этюды. Строить диалог с партнером. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Оценивать результат деятельности.



19-22
Ритмопластика. Чтение по ролям книг (сказок и рассказов) Н. Носова. Инсценировка.
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.
Выполнять упражнения на расслабление мышц. Использовать пальчиковые куклы для постановки спектакля. Оценивать результат деятельности. Строить диалог с партнером на заданную тему. Распределять роли.



23-26
Инсценирование сказок Ш. Перро

Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером. Инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя.



27-28
Ритмопластика
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Этюды на эмоции и вежливое поведение
Разучивать упражнения под музыку. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



29-30
Просмотр спектакля «Золушка»
Игра актеров, театральное искусство.
Составлять отзыв об увиденном спектакле. Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.



31-32
Инсценирование русских народных сказок
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Оценивать результат деятельности. Строить диалог с партнером на заданную тему. Распределять роли в микрогруппах. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



33-34
Заключительное занятие «Капустник»
Отчёт, показ любимых инсценировок.
Показывать любимые инсценировки. Строить диалог с партнером на заданную тему. Оценивать результат деятельности. Составить отзыв по проведенному празднику.


4 класс


1-3
Театральная игра
Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).
Разучивать игры-пантомимы. Строить диалог с партнером. Оценивать результат деятельности. Работать над постановкой дыхания.



4-8
Инсценирование сказок Г.Х. Андерсена
Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Разучивать и инсценировать сказку.



9-10
Ритмопластика
Создание образов с помощью жестов, мимики. Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Этюды на эмоции и вежливое поведение.
Разучивать упражнения под музыку. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



11-13
Просмотр спектакля «Снежная королева»
Театральная постановка. Игра актеров. Декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Составлять отзыв об увиденном спектакле. Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.



14-16
Просмотр сказок в видеозаписи.
Отечественные сказки.
Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.
Сказки и мультфильмы


17
Театральная игра

Этюды с заданными обстоятельствами.
Создавать этюды. Оценивать результат деятельности. Строить диалог с партнером на заданную тему.



18-22
Инсценирование сказки «Морозко»
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др.
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.
Выполнять упражнения на расслабление мышц. Разучивать и инсценировать сказку. Распределять роли под руководством учителя. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя. Оценивать результат деятельности. Репетировать, подбирать костюмы, реквизит.



23-27
Инсценирование эпизодов из произведений А.Волкова

Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ. Слушать и читать сказку.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Разучивать и инсценировать произведения. Оценивать результат деятельности. Распределять роли под руководством учителя. Анализировать игру актеров. Сравнивать характеры героев, их костюмы и поведение. Строить диалог с партнером.



28-29
Ритмопластика
Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.
Разучивать упражнения под музыку



30-33
Театральная игра.
Инсценирование сказок бр. Гримм.
Этюды на эмоции и вежливое поведение. Содержание, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиция, показ.
Репетировать, подбирать костюмы, реквизит. Оценивать результат деятельности. Распределять роли под руководством учителя. Использовать темп, громкость, мимику для передачи характера и образа героя.



33-34
Заключительное занятие «Капустник»
Отчёт, показ любимых инсценировок.
Строить диалог с партнером на заданную тему. Оценивать результат деятельности. Составить отзыв по проведенному празднику.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Новогодние сценарии// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 22, ноябрь. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 20, октябрь. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 23декабрь. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 14, июль. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 13, июль. – 2009
Кроссворд// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 13, июль. – 2009
Внутренняя свобода// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 12, июнь. – 2010
Развитие творческих способностей// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 10, май. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 15, август. – 2009
Учимся слушать// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 12, июнь. – 2009
Фабрика знаний// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 5, март. – 2010
Праздник улыбки// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 5, март. – 2010
Театр и дети// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 18, сентябрь. – 2009
Театр и дети// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 16, август. – 2009
Хорошо, что есть театр// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 4, февраль. – 2009
В мире эмоций// газета «Начальная школа». – М.: «Первое сентября». - № 24, декабрь. – 2009
Белоснежка и семь гномов// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2007
Деточка// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2007
Репка// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2007
Белоснежка и семь гномов// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2007
Сказка на новый лад «Федорино горе» // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2008
Фольклорная игра «Завалинка» // газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 12, декабрь. – 2001
Великий Геймер, или Путешествие Сережи в виртуальный мир// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 7, июль. – 2007
Сценка «Жаркий спор овощей»// газета «Педагогическое творчество». – М.: «Первое сентября». - № 3, март. – 2009
Волшебный компьютер Деда Мороза// газета «ПедСовет». – М.: «Первое сентября». - № 9, сентябрь. – 2007
Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки./ Сост. Г. Науменко – М.: Детская литература. – 1989
Агафонова Р. Шустрая Головешка. – Киров. – 2006
Васильева Л.С. Риторика. В двух частях. – Саратов: Лицей. – 2002
Книга для чтения: учебник для 1 класса./ Сост. Горецкий, Климанова и др. – М.: Просвещение. – 1986
Внеклассное чтение. 1 класс./ Сост. М.В. Юдаева. – М.: Самовар. – 2008
Школа интересных каникул./ Сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель. – 2007
Театральные представления, утренники, конкурсные программы./ Сост. Т.В. Монастырская. – Волгоград: Учитель. – 2009
Компьютер, демонстрационный экран, проектор.










Bђ Заголовок 3яђ Заголовок 6 Заголовок 815