Певческая мастерская в рамках внеурочной деятельности в начальной школе


Программа "Певческая мастерская" внеурочной деятельности общекультурного направления в начальной школе.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Сегодня я вас познакомлю с программой по внеурочной деятельности общекультурного направления для начальной школы "Певческая мастерская".
Исполнение музыки при помощи певческого голоса – одно из главных творений человека, столь же разностороннее, богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Направленность данной программы обусловлена последовательным развитием устойчивого интереса детей к музыкальному искусству.
Актуальность программы заключается в развитии личности ребенка, важнейшим направлением которого является нравственно-эстетическое воспитание.
Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Занятия вокальным пением имеют большую воспитательную целесообразность, способствуют ответственности за выполняемые творческие задания. На вокальных занятиях расширяются знания о музыке, организуются разнообразные виды музыкальной, сюжетно-игровой, внеурочной деятельности детей, как познавательного, так и развивающего творческого характера. Ведущее место в этом процессе принадлежит пению в ансамбле, группами и сольному пению.
Цель: Развитие личностного и творческого потенциала учащихся посредством музыкального искусства, основанного на использовании различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Расширять знания ребят по истории Родины, о традициях родного края, певческой культуре на основе изучения детских песен, классических вокальных произведений, народного творчества и эстрадных песен.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения, как важную часть жизни каждого ребенка.
Формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучать основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Прививать основы художественного вкуса.
Развивать воображение и фантазию, выразительность жеста в создании музыкально-пластических образов. Создавать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена творческого коллектива.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
а) Комплексный подход к содержанию: использование нескольких видов музыкальной деятельности (вокально-хоровое пение, слушание музыки, ритмика, ролевая игра) по главному признаку, точности, выразительности исполнения.
б) Знакомство с первоначальными знаниями музыкальной грамоты и элементарной теории музыки в занимательной игровой форме.
в) Включение в содержание элементов национально-регионального компонента.
г) Использование технологий дифференцированного обучения.
д) Проведение оценочно-результативной деятельности, позволяющей оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет, для учащихся начальной школы, 1-4 классы.
Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полезностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
2. Учебно-тематический план

Первый год обучения, 1-ый класс.
Задачи:
-формировать основные вокально-хоровые, певческие навыки;
- Развивать музыкальный слух и память;
- Воспитывать творчески-активную личность
Второй год обучения, 2-ой класс.
- Приобщить к классической, современной, народной музыкальной культуре
- Развивать музыкальный слух и память
- Воспитывать творчески-активную личность
Третий и четвёртый год обучения, 3 класс, 4 класс.
Задачи:
- Формировать художественно-эстетический вкус у детей.
- Совершенствовать развитие музыкального слуха и памяти.
- Воспитывать творчески активную личность.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий вечера отдыха, концерты, народные посиделки и т.д. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных выступлениях школы, класса, а также наблюдение педагога в ходе занятий. Развитие вокально-хоровых навыков и певческой культуры совершенствуется посредством разнообразия песенного и учебного материала. При этом учитывается его соответствие разным возрастам учащихся, посильность, постепенность, сложность восприятия музыкальных произведений и систематичность знаний.
И.В. Мануковская __________________учитель музыки МБОУ СОШ № 5