Дидактический материал по русскому языку. Задания по выделению суффиксов и приставок.


Задания по выделению суффиксов
Упражнения на выделение суффиксов в словах способствуют обогащению теоретических знаний о суффиксах; развитию речи учащихся в связи с особенностями функционирования суффиксов; формированию
учащихся навыков правописания суффиксов в зависимости от характера орфограмм.
1. Распределите слова на 3 группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк. 2. Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Запишите оставшиеся слова, выделите суффикс.
а) рыбка, дубок, горка, норка;
б) тракторист, пианист, танкист, печник;
в) полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
г) хвостище, глазоньки, усище, когтище;
д) шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
е) толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
3. Образуйте и напишите слова- названия детёнышей.
Аист - … . Олень - …. .
Лось - … . Гусь - … .
С помощью какого суффикса образованы эти слова. Выделите суффикс.
4.Прочитайте имена прилагательные к словам: 1) песня, 2) ветер, 3) поле.
Весёлая, задорная, тихая, солдатская, туристская, тоскливая.
Сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
Кукурузное, ржаное, большое, картофельное.
Выпишите только те прилагательные из каждой группы, в которых есть суффикс. Выделите суффиксы.
Песня - …, ...
Ветер - …, …
Поле - …, …
5. Запишите данные слова без суффиксов. Выделите корень и суффикс:
стаканчик - … карасик -…
дворик - … ленив - …
Широкие возможности для истинного словотворчества и предупреждения ошибок на этом пути даёт работа по образованию слов с суффиксами. Выполняя морфемный разбор различных слов ученик видит большое количество суффиксов, участвующих в образовании новых слов. Делается вывод, что разные суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.
Словообразовательную работу важно органически включать в содержание уроков. Перед нами была поставлена задача: расширить круг практических словообразовательных упражнений при изучении разных частей речи. Использовались разнообразные виды словообразовательных упражнений.
Например:
При изучении суффиксов имён существительных.
Задание. Назовите музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах. Во вновь образованных словах выделите суффикс –ист-
на гитаре - … на виолончели - …
на аккордеоне - … на балалайке - …
на гармони - … на трамбоне - …
на флейте – … на трубе - …
на арфе - … на барабане - …
на скрипке - … на органе - …
При изучении суффиксов имён прилагательных.
Задание. Замените словосочетания именами прилагательными или сочетаниями существительных с прилагательными. В прилагательных выделите образующие суффиксы и определите их значения.
Слегка жёлтый, чуть-чуть горький, немного грубый, слегка жидкий, чуть-чуть синий, слегка сладкий, слегка рыжий, немного тесный. Покрытое тиной (дно озера), часто образующая извилины (река), сложенная из брёвен (изба), кофта из плюша, рубашка из фланели, сарафан из ситца, вода из ключа, суп из щавеля. При изучении глагольного словообразования.
Задание. Назовите одним словом – глаголом. В глаголах выделите образующие суффиксы.
Выполнять работу плотника, выполнять столярные работы, вести секретный разговор, представляться важным, быть жадным; есть завтрак, ужин.
Задания на выделение приставок.
1. «Кто больше?» Продолжите ряды слов.
Обработать, обколоть, … …
Отвести, отчистить, … …
Надрезать, надколоть, … …
Подставить, подгореть, … …
Предсказание, предвзятый, … …
Вступление, введение, … …
Сломать, столкнуть, … …
Перевозчик, пересчитать, … …
2.Раскройте скобки, допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки ПРИ-, С-, НА-, В-, ОТ-. Выделите приставки.

Подарок.
Моему брату в подарок можно (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка.
3.Подберите к словам левого столбика противоположные по смыслу
слова из правого столбика. Составленные пары напишите, выделите в
них приставки.
приблизился одевается
загрустил понизил
побледнел почернел
побелел покраснел
повысил развеселился
раздевается удалился
4.Используя приставку С- и приставки, оканчивающиеся на З(С),
составьте пары слов, чтобы показать разницу в правилах, которым
подчиняется их написание.
…дать – ра…дать,
ра…говориться - …говор,
ра…бег - …бежать,
…жить (со свету) – ра…житься,
…писать – ра…писка,
и…вестие - …ведения.