Презентация к Педагогическому пробегу Организация педагогического взаимодействия в свете ФГОС ДО


Организация педагогического взаимодействия в свете ФГОС ДО Маршрут педагогического пробега1. Блиц2. Мозговой штурм3. Методическая4. Диагностика5. Конечная БЛИЦ1 ОСТАНОВКАКоманды по очереди отвечают на поставленные вопросыКакие два вида взаимодействия педагога и ребенка выделяют в педагогической науке ? субъектно-объектное и субъектно-субъектноеПри каком виде взаимодействия ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом?субъектно-объектное взаимодействиеКакой вид взаимодействия содействует развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты?субъектно-субъектное взаимодействие


БЛИЦ1 ОСТАНОВКАКоманды по очереди отвечают на поставленные вопросыПри субъектно-субъектном взаимодействии педагог понимает своих воспитанников более личностно, поэтому такое взаимодействие получило название …личностно-ориентированное При каком виде взаимодействия взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий?субъектно-объектное взаимодействиеПри каком виде взаимодействия вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые могут стать его личностными качествами. субъектно-субъектное взаимодействие1 ОСТАНОВКАКоманды по очереди отвечают на поставленные вопросы


МОЗГОВОЙ ШТУРМ2 ОСТАНОВКАКомандам в течение 5 минут необходимо определить стили педагогического общенияА.К. Маркова дифференцирует авторитарный, либеральный и демократический стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.Исходя из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога, В.А. Калик выделяет следующие стили общения:1. Общение на основе дружеского расположения;2. Общение-дистанция;3. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;4. Общение-заигрывание;5. Общение-устрашение.Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных (деловой, требовательный, направляющий, побуждающий, принуждающий, эмоциональный) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А.К. Маркова дифференцирует авторитарный, либеральный и демократический стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}При этом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.При этом стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.При этом стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. Педагог реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. В результате такого подхода к воспитанию происходит разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.авторитарныйдемократическийлиберальный
В.А. Калик выделяет следующие стили общения:1. Общение на основе дружеского расположения;2. Общение-дистанция;3. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;4. Общение-заигрывание;5. Общение-устрашение.{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}При этом стиле общения у мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества.А.С. Макаренко неоднократно настаивал на этом стиле отношений педагога с коллективом. Однако некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают их в панибратские отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе образовательного процесса. Девиз этого стиля общения: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам.Этот вид общения является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.Этот вид общения вызван стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностьюОбщение на основе дружеского расположения Общение-дистанцияОбщение-устрашениеОбщение-заигрывание
Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных (деловой, требовательный, направляющий, побуждающий, принуждающий, эмоциональный){F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Основан на взаимной любви и симпатии педагога и детейОпирается на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед обучающимисяПредполагает незаметное управление поведением и деятельностьюКогда педагог ставит задачи прямо перед воспитанникамиОпирается на привлечение детей, специальное создание ситуацийОснован на давлении педагога на ребенкаэмоциональныйделовой направляющийтребовательный побуждающийпринуждающий
МЕТОДИЧЕСКАЯ3 ОСТАНОВКАКомандам в течение 5 минут необходимо подобрать названия структурных компонентов к содержанию взаимодействия педагога и детей в среде ДОУ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шаги Приемы, методыШаг 1Мотивируем развивающую деятельностьПриемы, например:• сюрпризный момент - письмо, посылка, приход гостей, поиск спрятанного предмета и т.д.;• внезапность появления объекта изучения или исследования;• использование ярких признаков объекта - красочность, особенности размера, динамичность, звуки, связанные с объектом и т.д.Шаг 2 Знакомим детей с новой информацией и социальным опытомДля активизации детей можно использовать:• игровые действия;• имитационные движения;• звукоподражания;• упражнения вроде «Кто увидел?», «Кто услышал?», «догадался?». ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шаги Приемы, методыШаг 3Обеспечиваем репродукцию новых знанийДети могут отражать знания:•совместно с педагогом, адресуя ответы не только педагогу, но и другим детям группы:- Просто повторять вместе или с педагогом;- Педагог может начинать, а ребенок продолжать (конец слова, предложения, рассказ и т.д.), или ребенок может начинать, а педагог завершает;- Педагог может ставить вопрос: «Что будет дальше?» Или предлагает: «Расскажи о ...»;• с незначительной помощью педагога:- Частично по образцу, предложенному педагогом;- По плану в виде последовательно поставленных вопросов;- Педагог и дети помогают наводящими вопросами, показывают картинки, подсказывают тем, кто отвечает;• самостоятельно:- Частями;- Полностью или сокращенно;- Своими словами, несколько изменяя. ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шаги Приемы, методыШаг 4Овладение способами познанияНа этом этапе педагогу прежде всего необходимо определиться вместе с детьми, какой интересной и полезной для них деятельностью они хотели бы заняться. Это может быть:• художественный труд;• игровая деятельность;• развлечения, праздники;• подготовка выставки для родителей, подарков для малышей и т.д.Шаг 5Обобщение знаний и элементов социального опытаHa этом этапе воспитатель обеспечивает систематизацию знаний, умений и навыков детей, обобщая содержание в пределах конкретной темы.Шаг 6Организуем творческую деятельность детейОсновой содержания творческой деятельности детей являются все виды деятельности - конструирование, труд, игра, изобразительная, музыкальная, театрализованная, спортивная. Их необходимо гибко сочетать, избегая однообразия. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Компоненты взаимодействия педагога и детей в среде ДОУНаименование структурных компонентовСодержаниеПознавательныйЗнания педагога об особенностях предметно-игровой среды, возможностях ее пре­образования, многовариантном использовании ее элементов совместно с детьми. Представления детей о возможностях внесения изменений в предметно-игровую среду, разных способах использования ее элементов совместно с педагогом.ДеятельностныйСотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно-игровой среде, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.Эмоционально-личностныйПостоянные партнерские отношения между педагогом и детьми; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно-игровой среде; эмоционально-положительный фон взаимодействия. диагностическая4 ОСТАНОВКАВыберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа диагностическая4 ОСТАНОВКАВыберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа Ключ для обработки ответов воспитателей.Варианты ответов:Значение баллов:25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.{284E427A-3D55-4303-BF80-6455036E1DE7}№12345678910А2322312312Б3131223121В1213131233 КОНЕЧНАЯ5 ОСТАНОВКА