Презентация на тему У.Шекспир. Театр и драматургия


Уильям Шекспир – великий поэт и драматургВесь мир – театр, а люди в нем актеры Сверхгении – это художники с безграничными творческими возможностями. Таковы Гомер, Данте, Микеланджело, Шекспир, Бах, Гойя, Гёте, Вагнер, Толстой, Пикассо. Только величайшие гении становятся кумирами своих народов: Гомер – древнегреческого, Данте – итальянского, Шекспир – английского, Гёте – немецкого, Гюго – французского, Пушкин – русского.Человеческая душа беспредельна как вселенная. Об этом знают писатели Шекспир, Гёте, Бальзак, Достоевский, Толстой, композиторы Бах, Вагнер. Творчество У.Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения, вкладом в которую стали 37 пьес, 2 поэмы и 154 сонетов. Литературное наследие гениального творца послужило источником творческого прогресса последующих поколений и актуально по сей день. Он писал с легкостью, поражал энергией, плодовитостью, острым умом, великолепной фантазией, а также отличался смелостью мысли и благородством ее выражения, но не всегда умел контролировать свои эмоции. Шекспир был «быстрым пером», писали друзья драматурга: «Его мысль всегда поспевала за пером, и задуманное он выражал с такой легкостью, что в его бумагах мы не нашли почти никаких помарок».Для написания своих драматических произведений, Шекспир черпал сюжеты из старинных легенд, новелл, биографий античных полководцев, написанных Плутархом, средневековых исторических хроник. Драматическое творчество Шекспира включает в себя различные жанры: комедии, исторические драмы, трагедии. КомедииОптимистичность и радостное восприятие жизни четко прослеживается в произведениях первого периода творчества Шекспира. Однако автор не отвергает описание мрачных и негативных жизненных реалий и социальных противоречий, но верит в то, что добро восторжествует. Комические пьесы Шекспира раннего периода написанные в наиболее оптимистичный период английского гуманизма наполнены бесконечным весельем и переливающейся через край радостью, характерным для эпохи Возрождения. Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия, природа. В мире Шекспира природа рисуется как благое, мудрое начало, человек молод, жизнерадостен, добродетелен, готов на самопожертвование и подвиг во имя дружбы и любви. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. На пути к своему счастью герои комедий с честью встречают трудности, сталкиваются с жизненной несправедливостью, человеческой жестокостью и злобой, но решительно вступает в борьбу со злом и побеждают. Определяющей особенностью жанра Шекспировской комедии раннего периода является объединение в целостность фантастического и реального, серьезного и смешного. Действия произведений, как правило, разворачиваются в двух органично переплетающихся мирах – романтическом, высоком, реальном и бытовом. Поэмы Поэмы Шекспира основываются не только на эпической и лиричной книжной традиции, но и полны богатого гуманистического содержания, живой реальности. Благодаря своему покровителю графу Саутгемптону, состоялась первая «официальная» публикация поэм - «Венера и Адонис» (1593) и позднее, через год - «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией» , 1594), обе поэмы автор посвятил графу. Исторические драмы (хроники)Жанр исторической драмы (хроники) появился в условиях ряда политических и социальных событий – разгром испанской «Великой армады» в 1588 г., вызвавший всенародные патриотические чувства, ярый интерес к истории своей страны и сильное желание предугадать будущее. Придерживаясь исторической правды в отображении основных исторических тенденций, Шекспир в доступной, ясной форме трактовал отдельные факты, отдавая предпочтение их эмоциональному восприятию. Героями шекспировских исторических драм, как главными, так и второстепенными выступают исторические лица, показанные в сфере государственной жизни, а источником для написания хроник послужили сюжеты, заимствованные из истории Англии . В своих произведениях Шекспир соединил и трагедии погибающего рыцарства, и драму неправедной власти, и духовные искания героев, историю и быт. Драмы (Трагикомедии)Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию жанра романтических драм, носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Обилие приключений и чудесных случайностей, спасающих героев, соединяется в трагикомедиях с печальными событиями и безысходными ситуациями. Этот прием «двойной развязки» призван своего рода маскировать трагические конфликты и занимать зрителей придворного театра увлекательными приключениями. Шекспир сберегает чувство реальности, твердо основываясь на нем, воплощая реальные конфликты реальной исторической действительности. Он оставался верен своим идеалам, как реалист не видел торжества гуманистических идей в современном обществе и переносил позитивное разрешение жизненных противоречий в мир мечтаний. В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. Гений - инкогнитоУильям Шекспир – король драматургии, трубадур английского Возрождения. Шекспир опрокидывает пирамиду Ренессанса в океан трагедии. Вдохновение Шекспира – это Божественный огонь, озаряющий его гениальные пьесы. Талант Шекспира универсален. Перед нами всеохватывающий эпико-драматический писатель. Часто пьесы Шекспира имеют литературных предшественников. Следовательно, они создаются не только Шекспиром: это плод совместных усилий многих людей! Вот где надо искать корни как гениальности, так и посредственности его пьес.Драматургия Шекспира многогранна по форме и многолика по содержанию, что заставляет сомневаться в авторстве одного человека, создаются Шекспировские пьесы. В комедиях-фарсах Шекспир достигает высочайшего художественного мастерства. Но вопрос состоит в том, кому они принадлежат? Шекспир пишет бессмертную трагедию «Ромео и Джульетта» в 30 лет, гениального «Гамлета» - в 37. Под силу ли это молодому автору? Шекспир – не всегда гений: истинных шедевров у него не более 10 из 37 пьес! Королева Елизавета покровительствует Шекспиру, под именем которого, возможно, скрывается её фаворит Эдуард де Вер. Поэтому неясно, как называть их эпоху: елизаветинской, деверовской или шекспировской? Шекспир – двуликий Янус: весёлый жизнелюб и ядовитый мизантроп. Существует два Шекспира: вдохновенный поэт и жёлчный скептик. Кто бы ни стоял за именем Шекспира, этот человек – символ творческого дерзания! Особенности драматургии В пьесах раннего Уильяма Шекспира тесно взаимодействуют королевский и ярмарочный театры.Пьесы Шекспира по - театральному условны и символичны. Он многогранен в комедиях и трагедиях. Многоплановость в пьесах Шекспира достигается двумя способами: чисто театральными средствами и субъективным взглядом на историю. Шекспир – прежде всего драматург-актёр и только затем – драматург-мыслитель. Театральная красота Уильяма Шекспира в своих высших проявлениях поднимается до Божественной красоты. Шекспир – выдающийся мастер эпико-драматических полотен, гений конфликтных ситуаций, блестящий стилист. Он умеет преобразовать чужой материал в полноценный художественный спектакль. Сердцевиной драматургии Шекспира выступает жизнь.Драматургия Шекспира опирается на прочную народную основу.В пьесах Шекспира Небесное неотделимо от земного, возвышенное – от обыденного.Шекспир чарует волшебством сказки, по-новому переосмысливает сельские идиллии и пасторали.Шекспир не всегда удачно соединяет историческую драму и политическую трагедию.Нередко у Шекспира различные театральные жанры образуют спектакль, отличающийся рыхлостью и эклектикой. Роковые обстоятельстваВ пьесах Уильяма Шекспира самое активное действующее лицо – судьба, разрезающая полотно жизни на пёстрые лоскуты. Герои трагедий Шекспира – подневольные рока, рабы судьбы.Жестокий рок – поводырь шекспировских героев. В трагедиях Шекспира человеческие судьбы разбиваются о гранит небытия, словно штормовые волны о скалы. Положительные герои шекспировских пьес фатально обречены на гибель. Они не способны противостоять роковым обстоятельствам жизни. Делается страшно, когда соприкасаешься с подлостью и бесчестием отрицательных шекспировских персонажей. Шекспир выворачивает наизнанку внутренний мир человека. Такого рода обличение граничит с голым натурализмом.В трагедиях Шекспира происходит пиршество смерти! Смерть косит шекспировских героев как траву. Шекспир – воистину королевский палач своих героев! В драмах Шекспира льются реки крови! Трагическая Муза Шекспира с ног до головы запачкана кровью! Шекспир обладает уникальным талантом создавать психологически убедительные образы. Он как будто снимает копии с реальных людей. Шекспир открывает шлюзы человеческого сердца, из которого выливаются мутные потоки страстей и вожделений. Страсть и любовьВ пьесах Уильяма Шекспира свирепствует буря низменных страстей. Драматургия Шекспира – это кипящий котел вожделения и похоти. Шекспир нанизывает страсти на рыцарское копьё, чтобы сбросить их в пламя костра. В пьесах Шекспира извергается вулкан страстей, чья огненная лава опаляет прекраснейшее из наших чувств – любовь. Шекспир – пророк любви! Любовь для Шекспира – высшая ценность жизни. То, что встречается в пьесах Шекспира, а именно: жажда власти, тирания, придворные интриги, скупость, волокитство, страсть, ревность, злодеяние, причудливая фантастика и магические чары – всё это лишь внешний фон для проявления высшего закона жизни – любви. Страстной любви чужда верность мужской дружбе («Венецианский гость»), она порождает слепую ревность («Отелло»), ей не чужды политические интриги («Антоний и Клеопатра»). Таких примеров множество.«Ромео и Джульетта» Шекспира – это апофеоз трагической любви двух юных созданий. Своенравные женщины завоёвывают любовь, смиренные – покоряются любви: таковы шекспировские Клеопатра и Дездемона. У Шекспира встречаем противоестественную мысль: «Разнузданная похоть – священнодействие». Именно магия, женские чары и безрассудная любовь Клеопатры доводят её до самоубийства. Какие дьявольские интриги способен плести человек, видно на примере Яго – героя пьесы Шекспира «Отелло». Душа злодея – кромешный ад, куда не проникает Божественный свет. Сатана губит благородных людей, избирая своим орудием отъявленных мерзавцев, вроде таких шекспировских злодеев как интриган Яго («Отелло»), жид - ростовщик Шейлог («Венецианский гость»), незаконнорожденный сын Глостера подлец Эдмунд («Король Лир»).В пьесах Шекспира встречаются мотивы христианской морали: гордость и самонадеянность короля Лира доводят его до гибели. Запоздалое прозрение наступает после того, как его захватывает бездна несчастий. В трагедии «Гамлет» Шекспир пытается разгадать тайну человеческой души. Шекспир, словно мудрец, со стороны взирает на суетное мельтешение людей. Шуты и НародУильям Шекспир часто выводит на сцену образы средневековых и ренессансных шутов.Мир перевёрнутого сознания отражается в парадоксах шекспировских шутов. Шуты в пьесах Шекспира не перестают напоминать о кратковременности человеческой жизни. В лице шутов и мнимых безумцев Шекспир воплощает здравый народный смысл.Народ в пьесах Уильяма Шекспира тревожит высшее слои общества, словно подземный гул!Шекспир – выразитель чаяний угнетённого народа. В драматурге Шекспире сосуществуют верноподданный короля и народный бунтарь! Шекспир раскрывает суть конфликта между королевской властью и народом, обществом и личностью. Шекспир обожает солёный народный юмор. Шекспир бравирует здоровым народным практицизмом. Шекспиру понятен фатализм людей из низших слоёв общества. В зеркале шекспировского реализма отражается нелёгкая жизнь английского народа. ЖизньДля Уильяма Шекспира жизнь – это морские приливы и отливы, неподвластная людям стихия!Шекспир проникает в бездонные глубины жизни. Шекспир многолик как жизнь! Шекспир – соавтор жизни, но и жизнь – соавтор Шекспира. Шекспир – одновременно тайный и явный обличитель жизни. Шекспир – жизнерадостный пессимист. Его заповедь проста: веселись, пока не превратился в прах! Шекспир проповедует философию бренности жизни: всё в мире преходяще.Краткой фразой «Мерзок этот мир» Шекспир выражает своё неприятие жизни. Шекспир любит человека и презирает человечество. Шекспир предвидит грядущие человеческие бедствия. Шекспир объят духом вселенской трагедии. Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.У.Шекспир