Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий.


Социальная необходимость обучения детей с ОВЗ с применением компьютерных технологий.
В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. С конца XX столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 до 9%. Если подобная тенденция будет сохраняться, то прогноз будущего для населения нашей страны не утешителен.
Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества .Если общество оставляет инвалида без внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, которые определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план.
Формируя определенный уровень терпимости к детям с ограниченными возможностями, в последнее время создаются и функционируют множество реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной.
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
В связи с этим необходимость использования ИКТ при обучении в специализированных коррекционных  школах очень велика.  Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из важных способов социализации.Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
 Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.Благодаря использованию ИКТ на уроках, учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Спектр использования компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ очень разнообразен: применяя радугу графических изображений, звук, ультрасовременное видео мы получаем многогранное  средство преподавания. Обучая детей с ОВЗ, мы сталкиваемся  с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников. Компьютер в классе, это не только помощник учителя в повышении  эффективности обучения. Он средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;- повысить уровень мотивации учащихся;- расширить  зону индивидуальной активности ребенка;- находить источники дополнительной информации по предметам;- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;- проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкости и оперативности;- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся ;      - проводить словарную работу,  как способ  осознания учебного материала;- систематизировать новые для учащихся знания;- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми  на каждом этапе урока. Так в подготовительную часть урока включаются  коррекционные упражнения, которые демонстрируются  с использованием мультимедиа. В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов учащимся предлагаются  ребусы, кроссворды, анаграммы,  которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам предметов. Учащиеся с явным интересом выполняют эти задания.При проведении уроков, таким образом, практикуются индивидуальные формы обучения учащихся на этапе закрепления и проверки знаний.  При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые учащиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. С использованием  компьютерных презентаций улучшается качество преподавания  теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. В педагогическом процессе можно реализовать самые отчаянные и  креативные  учительские задумки.
В связи с появлением  и использованием  компьютерных  технологий у детей повышается  интерес, они находят в занятиях новые возможности для самовыражения, пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении. Преподавание большинства  материалов по различным предметам предполагает наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение различных сведений по предметам реально изучаются с использованием компьютера. Интернет очень  расширил возможности обучения. Иллюстративно-объяснительный метод привлекает внимание и стимулирует работу ума детей. Именно это и способствует получению хорошего результата в усвоения изучаемого  материала. Новые технологии позволяют  моделировать различные ситуации и среды, это  ведёт к тому, что познавательная деятельность учащихся активизируется, развивается их мышление, обеспечивается развитие творческих  способностей школьников и желание продолжать самостоятельную работу.
Современные средства обучения,  снимают напряжение, усталость, утомляемость и вызывают у детей интерес. Электронные  учебные пособия, используются:
- в виде презентаций;- как учебник и рабочая тетрадь;
- как толковый словарь;- как справочник с учебными видеофильмами;- как практическое пособие.
Однако возникает необходимость корректировать  предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников  с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.
Из первой главы можно сделать вывод, что компьютер  в руках наших учеников  это не только механический тренажер, но инструмент многообразной  деятельности, который отвечает любым возрастным интересам и уровням развития обучающихся,  развивает их творческое мышление, формирует целостное отношение к информационным знаниям и навыкам компьютерной  деятельности. Применение в коррекционно-развивающей и обучающей деятельности современных образовательных технологий,  компьютерных программ позволяет эффективнее использовать труд учителя, обеспечивает гибкость образовательного процесса, и дает  положительную  динамику в обучении детей,  что способствует их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.