Мастер — класс по изготовлению дидактического пособия


Мастер – класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания.
Разработал: воспитатель группы компенсирующей направленности
С.Н. Нетребко.
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.
Цель мастер – класса: обучение изготовлению и применению дидактического материала для развития речевого дыхания.
Задачи: - рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей;
-учить изготавливать дидактического материала для развития речевого дыхания;
-создать благоприятную атмосферу для педагогов, посредством увлечения общим делом.
Оборудование и материалы: цветной картон, ножницы, клей-карандаш, трафареты для аквариума, цветные ленточки, линейка, простой карандаш, картинки с изображением рыбок.
Ход мастер – класса:
1.Вводная часть:
Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада видеть вас и предлагаю Вам сегодня узнать, как можно изготовить простые, но в тоже время интересные дидактические пособия для развития речевого дыхания. Но сначала несколько слов о том, почему так важно заниматься дыхательной гимнастикой с детьми.
Развитие дыхания – является одной из важных задач в работе с дошкольниками. Упражнения на дыхание широко используются как в работе по развитию речи детей (при постановке сложных звуков, работе над темпом, громкостью, интонационной выразительностью и плавностью речи, так и в оздоровительной работе).
Они способствуют:
- насыщению каждой клеточки организма кислородом;
- повышению общего жизненного тонуса;
- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы (бронхитов, ларингитов и др.)
- стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы.
Существует очень много интересных упражнений (комплексы дыхательной гимнастики) для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности: занятия по развитию речи, познавательному развитию, физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику пробуждения и как самостоятельные игры-упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания можно сделать своими руками, они не требуют больших материальных затрат. Вот, например, изготовленные дидактические пособия: «Буря в стакане», «Сдуй муху с кострюли», «Посади бабочку на цветок».
Цель упражнений - укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции легких во всех его отделах.
Основная часть:
-Ну, а сейчас я покажу вам как быстро и несложно можно изготовить интересное пособие для развития речевого дыхания «Рыбки в аквариуме». 
Перед вами лежит цветной картон, клей, ножницы, шаблоны аквариума и цветные ленточки, картинки с иллюстрациями рыбок. Сначала склеиваем две рыбки между ссобой, предварительно вставив в серединку ленточку.
Затем будем делать основу пособия в виде аквариума. Нарисуем трафарет.
По нему сделала вторую заготовку.
Склеиваем их между собой, между ними приклеив ленточку с рыбкой. Дидактическое пособие «Рыбки в аквариуме» готово к использованию в работе с детьми.
Сейчас мы его испробуем. Давайте наших рыбок оживим. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.
1. Спину держим прямо. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
Давайте сделаем глубокий вдох через нос, и подуем на рыбок, (необходимо, прежде всего, сформировать у детей плавный ротовой выдох).
Работу над дыханием я провожу ежедневно. Таким образом, дети научатся правильно дышать, и будут меньше болеть. Рекомендую всем воспитателям чаще проводить такую дыхательную гимнастику, используя яркий разнообразный материал. 
Однако помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей, могут вызвать головокружение, поэтому они должны быть ограничены во времени.
Заключительная часть:
Воспитатель: - А закончить мастер- класс хотелось бы словами ирландского драматурга Джорджа Бернада Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остаётся по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Спасибо вам большое за то, что приняли участие в мастер-классе. Надеюсь, полученная информация пригодится вам. Я благодарю вас за внимание и вашу активность!
– Спасибо за участие. До свидания!