Методический материал для студентов СПО Словарик бухгалтерских терминов



Министерство образования и науки Челябинской области
Брединский филиал
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Карталинский многоотраслевой техникум»






Словарик бухгалтерских терминов

Для специальности:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Квалификация: бухгалтер













Преподаватель: Анищук Е.В.



Бреды
2015г.

Основные термины

Аванс – денежные средства, которые выплачиваются в счет предстоящих расходов и платежей.
Авансовый отчет – документ типовой формы, составленный и представляемый подотчетными лицами.
Авизо – официальное извещение одного предприятия другому об изменении в состоянии взаимных расчетов или расчетов с третьими лицами.
Аккредитив – обязательство банка произвести по просьбе и в соответствии с указаниями покупателей платеж поставщику.
Акцепт – согласие на оплату денежных и товарных документов.
Амортизационные отчисления – денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемое в себестоимость продукции (работ, услуг).
Амортизация – постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на производственную продукцию.
Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых сметах, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Бухгалтерский баланс – источник информации, отражающий в денежном выражении состояние имущества предприятия по составу и размещению и по источникам его формирования, составленный за отчетный период.
Балансовое обобщение информации – выявление финансово-имущественного положения предприятия путем двойственного сопоставления (группировки) объектов бухгалтерского учета.
Балансовые счета – счета бухгалтерского учета, отражающиеся в бухгалтерском балансе.
Банк – денежно-кредитное учреждение, в котором осуществляется платежный оборот наличных и безналичных средств.
Банкротство – потеря предприятием способности оплатить кредиторам товары (работы, услуги) и обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Безнадежные долги – долги предприятий, которые невозможно взыскать.
Безналичные расчеты – основной способ расчетов между предприятиями путем списания денежных средств с расчетного счета покупателя и зачисление их на счет продавца.
Бланки строгой отчетности – бланки документов, выдаваемые работникам под отчет для оформления хозяйственных операций, которые подлежат строгой отчетности.
Бухгалтерская информация – своевременное качественное получение сведений о хозяйственной деятельности предприятия для принятия взвешенных управленческих решений.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Бухгалтерская проводка – указание записать сумму одновременно на дебет одного и кредит другого счета.
Бухгалтерский документ – письменное свидетельство на право совершения хозяйственной операции и доказательство действительного ее совершения.
Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе организации, ее обязательствах и их видения путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в денежном выражении.
Бюджет – запланированные поступления в распоряжение государства доходов с целью дальнейшего их использования.
Валюта бухгалтерского баланса – итоги по активу и пассиву баланса за отчетный период, выраженные в денежной оценке.
Внебюджетные средства – средства, которые выделяются не из бюджета государства, а формируются за счет других источников и находятся в распоряжении предприятий и организаций.
Выписка из счета предприятия в банке – документ, выдаваемый учреждением банка предприятию и отражающий движение денежных средств на расчетных (текущих) счетах.
Двойная запись – каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Дебет – часть счета (левая) бухгалтерского учета, которая показывает для активных счетов увеличение, а для пассивных счетов уменьшение.
Дебиторская задолженность – задолженность предприятию за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др.
Дебиторы – юридические и физические лица, за которыми числится долг предприятию.
Денежный чек – документ установленной формы, в котором содержится приказ предприятия банку о выдаче со счета наличными деньгами суммы, указанной в чеке.
Депонент – физическое или юридическое лицо, которому принадлежат денежные средства, временно хранящиеся у предприятия.
Добавочный капитал – прирост имущества (дооценка получения эмиссионного дохода и безвозмездного получения ценностей).
Документация (первичный учет) – способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами.
Документооборот – путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив.
Дополнительная проводка – применяется, если в учетных регистрах записана сумма меньше действительной.
Дополнительные бухгалтерские счета – регулирующие счета, которые на сумму своего остатка увеличивают остаток имущества на основных счетах.
Естественная убыль – количественное уменьшение товарно-материальных ценностей при их хранении (порча, усушка, испарение и т.д.).
Забалансовые бухгалтерские счета – счета, остатки по которым не входят в баланс и показываются за его валютной, то есть за балансом.
Заемные источники формирования имущества – это источники, которыми располагает предприятие на определенный срок, по истечении которого они возвращаются их собственнику с процентом или без него.
Издержки обращения – затраты, связанные с процессом обращения продукции.
Издержки производства – сумма затрат на производство продукции (работ, услуг).
Износ основных средств – утрата основными средствами своих потребительских свойств и стоимости.
Инвентаризация – уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Инфляция – избыточное обращение денежных знаков, превышающее реальные потребности, влекущие за собой их обеспечение и рост цен.
Калькуляция – порядок последовательного включения затрат на производство продукции (работ, услуг) и способы определения себестоимости отдельных видов продукции.
Капитал – оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета обязательств.
Классификация счетов бухгалтерского учета – объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания, отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных предприятий.
Контрарные бухгалтерские счета – регулирующие счета, которые на сумму своего остатка уменьшают остаток имущества на основных счетах.
Корректурный способ – порядок исправления ошибок в учетных записях путем зачеркивания ошибочной записи и внесения правильной.
Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи.
Кредит – часть счета (правая) бухгалтерского учета, которая показывает для пассивных счетов увеличение, а для активных уменьшение.
Кредитная задолженность – сумма задолженности предприятия другим предприятиям и физическим лицам.
Кредиторы – юридические и физические лица, которым должно предприятие.
Международные стандарты бухгалтерского учета – свод правил, методов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавляемая на каждой стадии производства и реализации товара.
Наряд – документ, состоящий из задания на выполнение различных работ и подтвержденный фактически выполненным объемом работ.
Нематериальные активы – объекты длительного использования (свыше одного года), имеют денежную оценку и приносят доходы, но не являются вещественными ценностями для предприятия.
Оборотные средства – предметы труда, которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Сюда также относят готовую продукцию и товары для перепродажи.
Объекты бухгалтерского учета – имущество предприятия, его обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе его деятельности.
Основные средства – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо управлении предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Остаточная стоимость основных средств – первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом износа с учетом их капитального ремонта.
Отвлеченные средства – часть средств, изъятая у предприятия в процессе календарного года и не участвующая в хозяйственном обороте или направленная на специальные нужды.
Открытие бухгалтерских счетов – процедура присвоения наименования бухгалтерскому счету с обозначением начального сальдо.
Оценка – способ выражения имущества в денежном измерителе.
Первоначальная стоимость основных средств – сумма фактических затрат предприятия на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавочную стоимость и иных возмещаемых налогов.
План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.
Предметы труда – сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, изделия и т.д., на которые направлен труд человека с помощью орудий труда для производства материальных благ.
Прибыль – экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, то есть превышение суммы доходов над расходами, потерями и убытками за отчетный год.
Прибыль балансовая – сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль в торговле – разница между выручкой и стоимостью товаров по покупным ценам и издержками обращения без налога с оборота и налога с продажи.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и товаров – разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и затратами на ее производство и реализацию.
Принципы бухгалтерского учета – основа, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета – сокращение или увеличение количества применяемых счетов с учетом размера и специфики деятельности предприятия (в настоящее время им пользуются в малых предприятиях).
Расходы – потери, убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности предприятия.
Расчетный счет – счет предприятия в банковском учреждении, предназначенный для хранения свободных денежных средств и ведения текущих расчетов в наличной и безналичной формах.
Резервный капитал – общая сумма резервов, образованных за счет прибыли после налогообложения.
Реквизиты – совокупность обязательных сведений в документах, отсутствие которых лишает их юридической силы.
Сальдо – остаток по счету бухгалтерского учета. Сальдо подразделяется на начальное сальдо (С1) и конечное (С2).
Себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и регистрацию.
Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Сложная бухгалтерская проводка – бухгалтерская проводка, при которой дебетируется несколько счетов и кредитуется один счет, или наоборот.
Смета бухгалтерского учета – текущее взаимосвязанное отражение и группировка имущества и хозяйственных операций по качественно однородным признакам.
Собственные источники имущества – материальная база предприятия в денежном выражении. Воплощают в себя капиталы, амортизацию, фонды, резервы, прибыли, бюджетное финансирование и получение средств в порядке дарения.
Способ «красного сторно» (отрицательная запись) применяется для исправления ошибочной корреспонденции счетов или большей, чем следовало, указанной суммы.
Средства труда – орудия производства, применяемые для воздействия на предметы труда.
Статьи бухгалтерского баланса – строки актива и пассива баланса, характеризующие отдельные виды имущества предприятия и их обязательства.
Субсчета – промежуточные счета между синтетическими и аналитическими, предназначенные для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета, выраженные в натуральных и денежных измерителях.
Счета аналитического учета – детализируют содержание синтетических счетов по отдельным видам имущества и операциям, выраженные натуральными, денежными и трудовыми измерениями.
Счета синтетического учета – обобщенные показатели об имуществе и операциях по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе.
Таксировка документов – определение денежной оценки операций, зафиксированных в документах в натуральных величинах.
Текущая (восстановительная) стоимость основных средств – сумма денежных средств, которую нужно затратить в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта. Указанная оценка используется в основном при переоценке объекта основных средств.
Текущая рыночная стоимость (стоимость реализации) основных средств – сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
Текущий счет – счет в банке, открываемый общественными организациями и бюджетными учреждениями.
Уставный капитал – совокупность вкладов учредителей в имущество при создании предприятия в денежном выражении.
Учетная политика предприятия – совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).
Учетный регистр – карточки, ведомости, бухгалтерские книги, предназначенные для учетных записей.
Учредительные документы – устав и учредительный договор. Учредительный договор юридического лица (предприятия, общества  и т.д.) заключается между учредителями, а устав утверждается ими.
Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров. Предопределяющая связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса.
Хозяйственный учет – представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими в условиях конкретного строя.
Чистая прибыль – часть балансовой прибыли, остающаяся после перечисления (начисления) налога на прибыль и уменьшения ее на сумму использованной прибыли за отчетный год.


Рисунок 115