Дополнительная образовательная программа кружка Умелые руки


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Льговского района»
Курской области
Рассмотрено: Утверждено
на методическом совете и введено в действие
протокол №_______ приказом №______
от _________20___г от _________20___г
Директор _____Коренева М.В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Умелые руки»
для детей 8-12 лет
срок реализации- 3 года

Составил:
педагог дополнительного
образования детей
Лукъянчикова Елена Валерьевна
2014 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентированна на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки».
Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.
Кружок «Умелые руки» направлен развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна: Чтобы у детей не пропал интерес к работе, на занятиях меняется вид работы. Дети в работе могут проявить выдумку, творчество, фантазию, что способствует повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Актуальность: Предлагаемая  программа   по различным видам рукоделия   является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Работа кружка представляет широкие возможности для профессиональной ориентации детей. Работа на кружке является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям. Дети на кружке знакомятся с традициями народного искусства. Самодельные игрушки, поделки все чаще входят в разряд современных сувениров, они завоевывают симпатии детей и взрослых.
Педагогическая целесообразность: Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы,
обеспечивающие обучение, воспитание и развитие детей .Цель: – формирование всесторонне развитой личности , развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Задачи :В области образования:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
В области воспитания:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Развивающие:
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд
помочь ребенку овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Занятия ручным трудом, позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей .Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На
занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-12лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы . Программа рассчитана на три года обучения . Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа,(продолжительностью 45 минут- один час) с перерывом 10 минут.
Формы и методы занятий:
рассказ, беседа, объяснение, а также теоретические и практические занятия . Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Нестандартные: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности :Укрепление физических и психологических сил детей.
Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
Формы подведения итогов реализации программы.
Прямыми критериями оценки результатов реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Косвенными критериями служат: создание коллектива объединения, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге - возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем .
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Обучающиеся будут иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн; Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними; - правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью педагога:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
-расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
-использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
-познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-достичь оптимального для каждого уровня развития;
-сформировать навыки работы с информацией.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Содержание изучаемого курса
1-2 год обучения
Работа с бумагой и картоном - 42 ч.
Вводная беседа –ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок»
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе»
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь»
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок»
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью – 30 ч.
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка»
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц»
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Шитье коврика из лоскутков различной ткани »Летний луг»
Шитье коврика из лоскутков различной ткани «Пастбище»
Работа с бросовым и природным материалом – 20 ч.
Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик»
Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок»
«Букет»из пластмассовых бутылок
Работа с пластилином - 20 ч.
Рассказ о глине и пластилине.
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
Лепка по замыслу детей.
Вязание крючком и на спицах- 30 ч.
Приемы вязания. Набор петель начального ряда.
Лицевые, изнаночные и кромочные петли. Накиды.
Прибавление и убавление петель.
Вязание шапочки и шарфика для куклы.
Вязание детских варежек, носочек.
Вязание крючком салфетки
Работа с соломкой – 18 ч.
Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе.
Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки.
Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек.
Изготовление пластин из соломенных ленточек
Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка.
Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно.
Выполнение образца узора для панно
Окончательная отделка панно.
Оформление панно в рамку
Вышивка лентами – 30 ч.
Правила плетения лентой
Плетение цветка
Объемное плетение.
Пано -«Ветка сирени»
Пано- « цветы»
Панно “Стрекозы”.
Работа с нитками – 20 ч.
Правила изготовления круга-основы
Изготовление животных и птиц
повторение видов ниток, техники аппликации.
Аппликация из нитяной крошки;
Содержание изучаемого курса
3 год обучения
Работа с бумагой- Оригами -12 ч.
Экскурсия в осенний парк.
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Основы конструирования из бумаги
Конструирование из бумажных листов
Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы
Сбор деталей в изделие
Объемная аппликация – 24 ч.
Техника выполнения объемных цветов
Разметка и вырезание лепестков
Накручивание лепестков
Соединение деталей изделия
Выполнение завитков
Подготовка основы для панно
Сборка и приклеивание.
Отделка панно.
Эстетическое оформление
Квиллинг -24 ч.
Беседа . Просмотр презентации
Разметка и нарезка полос
Техника выполнения основных элементов
Подготовка эскиза будущего изделия по замыслу
Разметка и нарезка полос
Накручивание деталей композиции
Подготовка основы для панно
Приклеивание на основу
Окончательная отделка
Гафрированная бумага -26 ч.
Беседа «Из истории «ГОФРЫ». Ознакомление с видами работ
Техника выполнения гафрированных изделий
выбор будущей композиции. Эскиз букета их конфет и бумаги
Разметка и заготовка деталей
Крепление на конфету
Изготовление лепестков
Обработка ствола
Подготовка корзинки
Крепление цветков
Окончательная отделка букета
Изготовление мини- букета « Лилии»
Салфетки – 20 ч.
Выполнение лепестков тюльпана
Выполнение листиков
Выполнение цветка мимозы
Подготовка основы для панно
Сбор и крепление деталей композиции
Окончательная отделка панно
Техника «Де-купаж». Украшение бутылки
Покраска основы
Наклеивание рисунка
Покрытие лаком. Окончательная отделка
Работа с тканью - 30 ч.
Техника выполнения цветов из ткани
Выполнение цветка розы
Выполнение цветка ромашки
Выполнение крученного цветка
Выполнение лепестков
Выполнение цветка георгина
Изготовление панно по замыслу
Вязание крючком и на спицах – 30 ч.
Экскурсия в краеведческий музей Льговского района.
Вводное занятие. Плетение кружева для оформления платочка.
Плетение кружева для оформления платочка.
Вязание цветов. Оформление панно из цветов.
Плетение сувениров по замыслу
Набор петель начального ряда
Приемы вязания на спицах
Вязание шарфика
Вязание носочков
Работа с соломкой – 20 ч.
Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. Окрашивание соломки
Декоративное панно »Букет». Изготовление эскиза
Наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей панно, сборка на фон
Оформление работы
«Кораблик». Выполнение эскиза. Перевод деталей рисунка на кальку. Подготовка фона.
Наклеивание ткани на картон. Подготовка соломы к наклеиванию.
Заклеивание деталей парусника соломой. Сборка парусника на фон
Доработка деталей (вода, чайки). Оформление работы.
Работа лентами – 24 ч.
Посещение выставки декоративно –прикладного искусства в районном МКОУ ДОД ДДТ
Выполнение цветка розы путем складывания ленты
Изготовление лепестков
Выполнение цветка кувшинки
Выполнение цветка хризантемы
Изготовление панно по замыслу
Топинарий. Подготовка шара- основы
Изготовление цветков и украшений
Закрепление на основу
Изготовление цветочного букета
Изготовление картины по замыслу
Учебно-тематический план
1-2 год обучения

п/пНаименование разделов и тем Всего
часов Количество часов
Теорети-ческиеПракти-ческие1 Работа с бумагой и картоном 42 9 33
1.1 Вводная беседа –ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. 1 1.2 Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». 1 1.3 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок» 1 3
1.4 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе» 1 5
1.5 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь» 1 5
1.6 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок» 1 5
1.7 Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. 1 5
1.8 Изготовление карнавальных масок. 1 5
1.9 Изготовление поздравительных открыток (по образцу). 1 5
2 Работа с тканью 30 6 24
2.1 Знакомство с наперстком. 2 2.2 Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов». 1 1
2.3 Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). 1 3
2.4 Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка» 1 3
2.5 Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц» 6
2.6 Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). 1 1
2.7 Шитье коврика из лоскутков различной ткани »Летний луг» 4
2.8 Шитье коврика из лоскутков различной ткани «Пастбище» 6
3 Работа с бросовым и природным материалом 20 4 16
3.1 Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок. 1 3
3.1 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик» 1 5
3.3 Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок» 1 5
3.4 «Букет»из пластмассовых бутылок 1 3
4 Работа с пластилином 20 4 16
4.1 Рассказ о глине и пластилине. 2 4.2 Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). 1 3
4.3 Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. 1 5
4.4 Лепка по замыслу детей. 7
5 Вязание крючком и на спицах 30 1 29
5.1 Приемы вязания. Набор петель начального ряда.
Лицевые, изнаночные и кромочные петли. Накиды. 1 3
5.2 Прибавление и убавление петель. 4
5.3 Вязание шапочки и шарфика для куклы. 6
5.4 Вязание детских варежек, носочек. 10
5.5 Вязание крючком салфетки 6
6 Работа с соломкой 18 1 17
6.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. 1 6.2 Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки. 1
6.3 Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек. 4
6.4 Изготовление пластин из соломенных ленточек 4
6.5 Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. 2
6.6 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. 4
6.7 Окончательная отделка панно. 2
7 Вышивка лентами 30 1 29
7.1 Правила плетения лентой 1 1
7.2 Плетение цветка 6
7.3 Объемное плетение. 4
7.4 Пано -«Ветка сирени» 6
7.5 Пано- « цветы» 6
7.6 Панно “Стрекозы”. 6
8 Работа с нитками 20 2 18
8.1 Правила изготовления круга-основы 2 8.2 Изготовление животных и птиц
повторение видов ниток, техники аппликации. 10
8.3 Аппликация из нитяной крошки; 8
Итого : 210 Учебно-тематический план
3-й год обучения
№п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теорети-ческиеПракти-ческие
1 Работа с бумагой- Оригами 12 2 10
1.1 Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. 1 1.2 Основы конструирования из бумаги 2
1.3 Конструирование из бумажных листов 1 2
1.4 Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы 4
1.5 Сбор деталей в изделие 2
2 Объемная аппликация 24 1 23
2.1 Экскурсия в осенний парк 4 2.2 Техника выполнения объемных цветов 2
2.3 Разметка , вырезание , накручивание лепестков 4
2.4 Соединение деталей изделия 4
2.5 Выполнение завитков 2
2.6 Подготовка основы для панно 2
2.7 Сборка и приклеивание. 2
2.8 Отделка панно. 2
2.9 Эстетическое оформление 2
3 Квиллинг24 3 21
3.1 Беседа . Просмотр презентации 2 3.2 Разметка и нарезка полос 2
3.3 Техника выполнения основных элементов 1 1
3.4 Подготовка эскиза будущего изделия по замыслу 2
3.5 Разметка и нарезка полос 2
3.6 Накручивание деталей композиции 8
3.7 Подготовка основы для панно 2
3.8 Приклеивание на основу 2
3.9 Окончательная отделка 2
4 Гафрированная бумага 26 4 22
4.1 Беседа «Из истории «ГОФРЫ». Ознакомление с видами работ 2 4.2 Техника выполнения гафрированных изделий 1 1
4.3 выбор будущей композиции. Эскиз букета их конфет и бумаги 1 1
4.4 Разметка и заготовка деталей 2
4.5 Крепление на конфету 4
4.6 Изготовление лепестков 2
4.7 Обработка ствола 2
4.8 Подготовка корзинки 2
4.9 Крепление цветков 2
4.10 Окончательная отделка букета 2
4.11 Изготовление мини- букета « Лилии» 4
5 Салфетки 20 1 19
5.1 Выполнение лепестков тюльпана 1 1
5.2 Выполнение листиков 2
5.3 Выполнение цветка мимозы 2
5.4 Подготовка основы для панно 2
5.5 Сбор и крепление деталей композиции 2
5.6 Окончательная отделка панно 2
5.7 Техника «Де-купаж». Украшение бутылки 2
5.8 Покраска основы 2
5.9 Наклеивание рисунка 2
5.10 Покрытие лаком. Окончательная отделка 2
6 Работа с тканью 30 2 28
6.1 Техника выполнения цветов из ткани 2 1 1
6.2 Выполнение цветка розы 4
6.3 Выполнение цветка ромашки 4
6.4 Выполнение крученного цветка 4
6.5 Выполнение лепестков 4
6.6 Выполнение цветка георгина 4
6.7 Изготовление панно по замыслу 1 7
7 Вязание крючком и на спицах
30 4 29
7.1 Экскурсия в краеведческий музей Льговского района 4 4 7.2 Вводное занятие. Плетение кружева для оформления платочка. 2
7.3 Плетение кружева для оформления платочка. 6
7.4 Вязание цветов. Оформление панно из цветов. 4
7.5 Плетение сувениров по замыслу 2
7.6 Набор петель начального ряда. Приемы вязания на спицах 2
7.7 Вязание шарфика 4
7.8 Вязание носочков 6
8 Работа с соломкой 20 1 19
8.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. Окрашивание соломки 2 1 1
8.2 Декоративное панно »Букет». Изготовление эскиза 2
8.3 Наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей панно, сборка на фон 4
8.4 Оформление работы 2
8.5 «Кораблик». Выполнение эскиза. Перевод деталей рисунка на кальку. Подготовка фона. 2
8.6 Наклеивание ткани на картон. Подготовка соломы к наклеиванию. 4
8.7 Заклеивание деталей парусника соломой. Сборка парусника на фон 2
8.8 Доработка деталей (вода, чайки). Оформление работы. 2
9 Работа лентами 24 4 20
9.1 Посещение выставки декоративно- прикладного искусства в районном МКОУ ДОД ДДТ 4 4 9.2 Выполнение цветка розы путем складывания ленты 4
9.3 Изготовление лепестков 2
9.4 Выполнение цветка кувшинки 2
9.5 Выполнение цветка хризантемы 2
9.6 Изготовление панно по замыслу 4
9.7 Топинарий. Подготовка шара- основы 2
9.8 Изготовление цветков и украшений .Закрепление на основу 2
9.9 Изготовление цветочного букета 4
Итого :210 Календарно-тематический план
1-2 год обучения

п/пНаименование разделов и тем Кол-во
часов Дата
План Факт
1 Работа с бумагой и картоном 42 1.1 Вводная беседа –ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. 1 1.2 Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». 1 1.3 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Пингвиненок» 4 1.4 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Цыпленок в скорлупе» 6 1.5 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Лебедь» 6 1.6 Художественное моделирование из бумаги путем складывания. «Замок» 6 1.7 Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. 6 1.8 Изготовление карнавальных масок. 6 1.9 Изготовление поздравительных открыток (по образцу). 6 2 Работа с тканью 30 2.1 Знакомство с наперстком. 2 2.2 Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов». 2 2.3 Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). 4 2.4 Знакомство и шитье мягкой игрушки. «Собачка» 4 2.5 Знакомство и шитье мягкой игрушки «Заяц» 6 2.6 Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). 2 2.7 Шитье коврика из лоскутков различной ткани »Летний луг» 4 2.8 Шитье коврика из лоскутков различной ткани «Пастбище» 6 3 Работа с бросовым и природным материалом 20 3.1 Конструирование дома для сказочных героев из конфетных коробок. 4 3.1 Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. «Котик» 6 3.3 Игрушки из пластмассовых бутылок. «Петушок» 6 3.4 «Букет»из пластмассовых бутылок 4 4 Работа с пластилином 20 4.1 Рассказ о глине и пластилине. 2 4.2 Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). 4 4.3 Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. 6 4.4 Лепка по замыслу детей. 8 5 Вязание крючком и на спицах 30 5.1 Приемы вязания. Набор петель начального ряда.
Лицевые, изнаночные и кромочные петли. Накиды. 4 5.2 Прибавление и убавление петель. 4 5.3 Вязание шапочки и шарфика для куклы. 6 5.4 Вязание детских варежек, носочек. 10 5.5 Вязание крючком салфетки 6 6 Работа с соломкой 18 6.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. 1 6.2 Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки. 1 6.3 Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек. 4 6.4 Изготовление пластин из соломенных ленточек 4 6.5 Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. 2 6.6 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. 4 6.7 Окончательная отделка панно. 2 7 Вышивка лентами 30 7.1 Правила плетения лентой 2 7.2 Плетение цветка 6 7.3 Объемное плетение. 4 7.4 Пано -«Ветка сирени» 6 7.5 Пано- « цветы» 6 7.6 Панно “Стрекозы”. 6 8 Работа с нитками 20 8.1 Правила изготовления круга-основы 2 8.2 Изготовление животных и птиц
повторение видов ниток, техники аппликации. 10 8.3 Аппликация из нитяной крошки; 8 Итого : 210 Календарно-тематический план
3-й год обучения
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов Дата
План Факт
1 Работа с бумагой- Оригами 12 1.1 Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. 1 1.2 Основы конструирования из бумаги 1 1.3 Конструирование из бумажных листов 4 1.4 Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы 4 1.5 Сбор деталей в изделие 2 2 Объемная аппликация 24 2.1 Экскурсия в осенний парк. 4 2.2 Техника выполнения объемных цветов 2 2.3 Разметка и вырезание ,накручивание лепестков 4 2.4 Соединение деталей изделия 4 2.5 Выполнение завитков 2 2.6 Подготовка основы для панно 2 2.7 Сборка и приклеивание. 2 2.8 Отделка панно. 2 2.9 Эстетическое оформление 2 3 Квиллинг24 3.1 Беседа . Просмотр презентации 2 3.2 Разметка и нарезка полос 2 3.3 Техника выполнения основных элементов 2 3.4 Подготовка эскиза будущего изделия по замыслу 2 3.5 Разметка и нарезка полос 2 3.6 Накручивание деталей композиции 8 3.7 Подготовка основы для панно 2 3.8 Приклеивание на основу 2 3.9 Окончательная отделка 2 4 Гафрированная бумага 26 4.1 Беседа «Из истории «ГОФРЫ». Ознакомление с видами работ 2 4.2 Техника выполнения гафрированных изделий 2 4.3 выбор будущей композиции. Эскиз букета их конфет и бумаги 2 4.4 Разметка и заготовка деталей 2 4.5 Крепление на конфету 4 4.6 Изготовление лепестков 2 4.7 Обработка ствола 2 4.8 Подготовка корзинки 2 4.9 Крепление цветков 2 4.10 Окончательная отделка букета 2 4.11 Изготовление мини- букета « Лилии» 4 5 Салфетки 20 5.1 Выполнение лепестков тюльпана 2 5.2 Выполнение листиков 2 5.3 Выполнение цветка мимозы 2 5.4 Подготовка основы для панно 2 5.5 Сбор и крепление деталей композиции 2 5.6 Окончательная отделка панно 2 5.7 Техника «Де-купаж». Украшение бутылки 2 5.8 Покраска основы 2 5.9 Наклеивание рисунка 2 5.10 Покрытие лаком. Окончательная отделка 2 6 Работа с тканью 30 6.1 Техника выполнения цветов из ткани 2 6.2 Выполнение цветка розы 4 6.3 Выполнение цветка ромашки 4 6.4 Выполнение крученного цветка 4 6.5 Выполнение лепестков 4 6.6 Выполнение цветка георгина 4 6.7 Изготовление панно по замыслу 8 7 Вязание крючком и на спицах
30 7.1 Экскурсия в краеведческий музей Льговского района. 4 7.2 Вводное занятие. Плетение кружева для оформления платочка. 2 7.3 Плетение кружева для оформления платочка. 6 7.4 Вязание цветов. Оформление панно из цветов. 4 7.5 Плетение сувениров по замыслу 2 7.6 Набор петель начального ряда. Приемы вязания на спицах 2 7.7 Вязание шарфика 4 7.8 Вязание носочков 6 8 Работа с соломкой 20 8.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. Окрашивание соломки 2 8.2 Декоративное панно »Букет». Изготовление эскиза 2 8.3 Наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей панно, сборка на фон 4 8.4 Оформление работы 2 8.5 «Кораблик». Выполнение эскиза. Перевод деталей рисунка на кальку. Подготовка фона. 2 8.6 Наклеивание ткани на картон. Подготовка соломы к наклеиванию. 4 8.7 Заклеивание деталей парусника соломой. Сборка парусника на фон 2 8.8 Доработка деталей (вода, чайки). Оформление работы. 2 9 Работа лентами 24 9.1 Посещение выставки декоративно –прикладного искусства в районном МКОУ ДОД ДДТ 4 9.2 Выполнение цветка розы путем складывания ленты 2 9.3 Изготовление лепестков 2 9.4 Выполнение цветка кувшинки 2 9.5 Выполнение цветка хризантемы 2 9.6 Изготовление панно по замыслу 4 9.7 Топинарий. Подготовка шара- основы 2 9.8 Изготовление цветков и украшений .Закрепление на основу 2 9.9 Изготовление цветочного букета 4 Итого :210 Список литературы.
1.Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия ” - М., 2007 г.
2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
4. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.
6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.
9.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
10. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru