Презентация Инклюзивное образование — один из приоритетов государственной политики России


Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);3) дети с нарушениями речи;4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). Дети с нарушениями слуха Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею:глухие без речи – ранооглохшие глухие, сохранившие речь – позднооглохшиеСлабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степениСлабослышащие - дети, обладающих развитой речью с небольшими ее недостатками Особенности познавательной сферыдетей с нарушениями слуха Особенности внимания сниженный объем меньшая устойчивостьнизкий темп переключениятрудности в распределении Особенности памятиобразная память развита лучше, чем словесная уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса Особенности мышленияпреобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическимуровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи Особенности личностной сферыдетей с нарушениями слуха Особенности развития эмоциональной сферыне всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуацияхне может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления Межличностные отношениязначительная роль педагога в формировании межличностных отношений завышенная самооценкавозможно проявление агрессивного поведения«неагрессивная агрессивность» Особенности психического развития бедный запас сведений об окружающем замедленное формирование понятий о форме и величине предметов замедленное формирование счетных операций неспособность к пересказу прочитанного инертность психических процессов конкретно-образный тип мышления незрелость поведения Особенности развития речи слабослышащих детей недостаточное овладение звуковым составом слова ограниченность словарного запаса непонимание переносного смысла выражения Методы и приемы, направленные на формирование речи и изучения языка Направления развития речи детей с нарушениями слухалексическо-семантический уровень (слово)синтаксический уровень (словосочетания и предложения) уровень текста Лексическо-семантический уровень Наглядные приемы для расширения лексического запаса речииспользование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений)демонстрация слайдов, учебных фильмовдемонстрация действий и создание наглядных ситуаций. Лексическо-семантический уровень Вербальные приемы для расширения лексического запаса речиподбор синонимов, антонимовперефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился)подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция)морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает) Лексическо-семантический уровень Вербальные приемы для расширения лексического запаса речиподбор к родовому понятию видовых (лесные богатства это грибы, ягоды)негативные определения (беспорядок – нет порядка)тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи)опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю) Лексическо-семантический уровень Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень – подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием). Синтаксический уровень:употребление диалогических форм речи повторение реплик учителя или одноклассников на уроке («Повтори, что я сказала»; «Повтори, что сказала Аня») повторение того, что было сказано вчера («Что сказал папа?»; «Что ответила мама»?; «О чем говорила Аня»?)запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо («Запомни, о чем будет завтра говорить брат»; «Запомни, о чем утром будет спрашивать отец»; «Запомни свой ответ»)создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание придумывание реплики к заданной ситуации, например: «К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?»; «Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?» Синтаксический уровень:описательно-повествовательная речь подбор картинок, иллюстраций к предложениюподбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны)самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениямописание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразамсоставление рассказов по серии картиноксоставление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки Уровень текста вступительная беседа с предъявлением наглядного материаласамостоятельное чтение текстапроверка усвоения содержания прочитанного в целомподробный анализ текста всего рассказаустный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек способен чувствовать и думать Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным Все люди нуждаются друг в друге Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут Разнообразие усиливает все стороны жизни человека Список литературы: 1.[ Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 1 (янв.) 2014-10-20 14]2. [На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», 21.11.2005]3. [Статья «Дорогу осилит идущий», Исакова М. Журнал «Наша жизнь», №10, 2005] 4. [Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт, проблемы, перспективы», Драпак В.В.]5. [«Уроки доброты», Юлия Симонова, Павел Обиух, 2009]6. [http://www.inclusiveschools.org]7. [www.nvspb.ru]8. [www.menobr.ru]9. [www.bibliomir83]10. [www.otoskop.ru] Спасибо за внимание!