Урок по изобразительному искусству «Радуга и праздник красок» 1класс


ИЗО 1 класс
Урок № 1
Тема: Радуга и праздник красок.
Цель: Нарисовать радугу, используя основные и составные цвета, получая их путём смешивания.
Задачи:
1. Познакомить детей с таблицей цветов (цветовым кругом); дать понятие об основных (красный, жёлтый, синий) и составных (оранжевый, зелёный, фиолетовый, оттенки) цветах. Рассказать, что такое палитра, как с ней работать.
2. Воспитывать аккуратность, терпение в работе.
3. Развивать чувство цвета, умение различать оттенки.
Ход урока: Время
Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Сказка о трёх королях.
Практическая работа: смешиваем краски на палитре; рисуем радугу.
Творческое самостоятельное завершение рисунка. Показ лучших работ.
Закрепление изученного на уроке Ответы на вопросы учителя.
Приведение в порядок рабочих мест.
1 мин.
5 мин.
17 мин.
10 мин.
3 мин.
2 мин.
Итого: 40
Оборудование:

Таблицы цветов
Краски – капельки.
Волшебная кисточка
Изображение радуги
Квадраты 15*15 из цветного картона, цветной бумаги разных цветов и разных оттенков одного цвета.
1. Акварель, кисти, альбом, фломастеры, масляная пастель, палитра.

Ю. Ф. Кахтанова, А. И. Васильев. ИЗО «Рабочая тетрадь»1 класс (стр. 30-31)
Т . Я. Шпикалова , Л. В. Ершова. ИЗО 4 класс. Москва « Просвещение» 2006.(стр . 79-80)
Ольга Нипологорская «Волшебные краски» с. 31
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл./- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 122 с.: ил. – (Библиотека учителя начальной школы).
Богатырёва В.Я. Изобразительное искусство. 1 кл.: рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2011. – 64 с.: ил.
Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 кл.: метод. пособие. 3-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 172 с.
Ломов С. П., Игнатьев С. Е. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., прераб.- М.: Дрофа, 2012.- 46 с.
Детские стихи о радуге и дожде.
Тип урока: введение новых знаний.
Дидактическая модель обучения: Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация
Формы контроля: текущий контроль, ответы на вопросы
Виды деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная
Планируемые результаты обучения:
Освоение предметных знаний и умений:
Познакомятся: С расположением цветов на схеме-треугольнике; с цветами радуги и их порядком, с основными цветами, составными цветами.
Научатся: Смешивать краски, получать все цвета радуги, писать акварельными красками радугу, дополнять композицию с радугой своим рисунком.
Формирование УУД:
Познавательные: овладевают приёмами работы с красками, наблюдают природное явление в жизни, осуществляют поиск необходимой информации в произведениях живописи, изображают радугу , используя свойства основных и составных цветов.
Регулятивных: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний, учатся работать над рисунком в определённой последовательности; анализируют собственную деятельность на уроке.
Коммуникативных: умеют строить понятное монологическое высказывание, согласовывать свои действия с партнёром, активно слушают одноклассников и учителя, расширяют навыки общения, обсуждают индивидуальные результаты художественно – творческой деятельности.
Личностных: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться изобразительному искусству, развивают эстетические чувства на основе знакомства с выдающимися произведениями искусства.
1. На следующий урок принести: белую бумагу формата А3 в папке (папку подписать: фамилия, имя, класс), акварель, кисти, палитру, масляную пастель.2. По желанию: смешиваем на палитре два – три цвета, смотрим, что получается. Учимся хорошо промывать кисти, краски оставлять чистыми.
Организационный момент.
Знакомство.
Требования к ученикам.
Материалы и инструменты.
Правила поведения на уроке.
Организация рабочего места.
Новая тема.
Наш кружок называется «Волшебная кисточка». Вот она (показать картинку). Кисточка будет нам помогать в работе. А ещё к нам на урок будет приходить её друг – Волшебный карандашик. С Кисточкой мы будем выполнять работу красками, а с Карандашиком – рисовать мелками, фломастерами.

Сегодня я расскажу вам сказку о трёх королях.
В стране волшебных красок жили – были три короля – Красный король, Синий король и Жёлтый король. Они могли делать чудеса, когда встречались друг с другом. Они составляли новые цвета и эти цвета назывались составными.
А жили волшебные красочные короли в таком же волшебном доме. Посмотрите, этот дом похож на треугольник (схема расположения цветов в виде треугольника).
У каждой краски своя «квартира». Короли – Красный, Синий и Жёлтый заняли самые лучшие квартиры – по углам треугольника. Помните, как называются эти краски? – Правильно, основные.


Когда Короли приходили друг к другу в гости, происходило чудо – появлялась новая краска. Если Жёлтый встречался с Красным, то получалась Оранжевая краска, если Синий встречался с Красным – появлялась Фиолетовая краска, а если встречались Синий и Жёлтый – рождался Зелёный цвет. Не верите? Попробуйте сами!
Практическая работа.
Возьмите палитру (это такое приспособление, на котором художник смешивает краски) и смешайте на ней красную и жёлтую краску. Что получилось?
- Правильно, оранжевая краска. Нарисуйте этой краской солнышко.
Смешайте желтую и синюю краски. Что вы видите?
- Получилась зелёная краска. Нарисуйте этой краской травку.
А теперь смешайте красную и синюю. Что получилось?
- Фиолетовая краска. Нарисуйте этой краской тучку, а из тучки несколько дождевых капелек.
Краски, которые мы получили или составили из основных цветов, так и называются – составные. Давайте повторим их: оранжевая, зелёная и фиолетовая.
А как вы думаете, голубая краска – основная или составная? – Составная.
Из каких цветов её можно составить? – Из белого и синего.
Когда светит солнышко и идёт дождик, то на небе появляется радуга.
Вы знаете, сколько цветов у радуги? Давайте посчитаем. Я сейчас произнесу считалочку и запишу на доске первые буквы каждого слова. С этих букв будут начинаться названия цветов радуги.
Каждый - красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубойСидит - синийФазан – фиолетовый
Вы заметили, что цвета радуги – это наши знакомые из Волшебной красочной страны?
Сейчас мы нарисуем радугу. Но основные цвета мы будем брать из коробки с красками, а составные будем получать путём смешивания.
Проведём красную дугу, а затем жёлтую так, чтобы она перекрывала немного красную. На пресечении этих дуг рождается оранжевый цвет.
Теперь проводим ниже жёлтой голубую дугу так, чтобы она немного перекрывала жёлтую. На их пересечении получается зелёный цвет.
Затем проводим дуги синего и фиолетового цветов. Фиолетовый можно получить путём смешивания каких красок? – Правильно, красной и синей.
Вот мы и нарисовали радугу.
Ой ты радуга-дуга!
Под тобой лежат луга!
В небе ты повисла,
Словно коромысло.
Я красивую такую
В две минуты нарисую!
Можете дополнить свой рисунок цветами, которые полил наш дождик, или нарисовать человечков под зонтиками.
Итог урока.
Сегодня мы познакомились с красками Волшебной страны. Какие краски там самые главные?
- Красная, Синяя и Жёлтая. Это основные цвета.
Какие краски мы получили, смешивая основные?
- Оранжевую, Зелёную и Фиолетовую. Это составные цвета.
Назовите мне все цвета радуги по – порядку.
- Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
А как вы думаете, для чего художник смешивает краски? Ведь оранжевая, зелёная и фиолетовая краски есть готовые.- Краски художник смешивает для того, чтобы получать разные оттенки цвета. Вот посмотрите на карточки. Они все зелёные? – Да, но они всё же отличаются друг от друга. Чем? – Оттенками. Здесь – желто-зелёная краска, а здесь – сине – зелёная, а это – изумрудная. Разные оттенки есть у каждого цвета. Если вы научитесь смешивать краски, то найдёте много оттенков, ваши рисунки станут живописными и выразительными.
На следующем занятии мы продолжим знакомиться с красками.
На доске делаем экспресс – выставку.
Домашнее задание.
1. На следующий урок принести: белую бумагу формата А3 в папке (папку подписать: фамилия, имя, класс), акварель, кисти, палитру, тряпочку (вытирать руки, кисти), масляную пастель.2.По желанию: смешиваем на палитре два – три цвета, смотрим, что получается. Учимся хорошо промывать кисти, краски оставлять чистыми.
Приведение в порядок рабочих мест.
Приложение:


Основные цвета:
Красный, жёлтый, синий
Составные цвета:
Оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубойСближенные цвета:
Красный – Оранжевый – Жёлтый
Жёлтый – Зелёный – Синий
Красный – Фиолетовый – ГолубойКонтрастные цвета:
Красный – Зелёный
Фиолетовый – Жёлтый
Оранжевый – Синий, ГолубойХроматические цвета:
Красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и их оттенки.
Ахроматические цвета:
Чёрный, белый, серый.
Упражнение: Раскрасьте схему цветов.