Конспект урока по истории России на тему НЭП (9 класс)


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП)
Класс: 9
Тип урока :кобинированныйЦель: Подвести учащихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и итогов   НЭПа; так же проверка полученных знаний в ходе урока.
Задачи урока:
Обучающие (объяснить учащимся смысл следующих понятий:«НЭП»,«ПРОДНАЛОГ», «АРЕНДА», «КОНЦЕССИЯ», «ХОЗРАСЧЁТ»).
Развивающие (развитие и совершенствование речи, памяти, мышления и воображения учащихся).
Воспитывающие (воспитание интереса к российской истории в целом и ее конкретному этапу (в рамках данного урока к периоду НЭПа).Оборудование:  учебник «История России XX – начало XXI века» (под редакцией Данилова А.А.; Косулиной Л.Г.)
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
(НЭП)
«НЭП – это всерьёз и надолго».
В.И.Ленин
План:
1.Причины перехода к НЭПу2.Цели  НЭПа3. Главные мероприятия НЭПа4.Итоги и значение НЭПаХОД УРОКА
Организационный этап
(Приветствие.Учитель зачитывает тему урока и план).
Актуализация опорных знаний
(Учитель зачитывает эпиграф урока, затем продолжает):
«К 1921 г. население  России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось почти на 13 млн.человек, промышленное производство уменьшилось на 70%. В полном упадке был транспорт, добыча угля и нефти. Резко сократились посевные площади, растет детская беспризорность, это явление приобретало  угрожающие масштабы.  Народ был измучен.Осенью 1920 года разразился глубокий экономический, политический и социальный кризис. Это время называют «малой гражданской войной» .Давайте вспомним, что такое «малая гражданская война»?
Это массовые восстания крестьян, волнения рабочих и военных. Давайте вспомним события, происходившие 28 февраля по 18 марта 1921 года, которые носят название «мятеж в Кронштадте».
    
Требования:
1) немедленные перевыборы Советов;
2) ликвидация продразверстки и продотрядов;
3) свобода для крестьян обрабатывать землю, иметь скот, право на личное мелкое хозяйство;  
4) свобода торговли;
5) освобождение политзаключенных, членов соцпартий.
Усвоение новых знаний
Учитель: Переходим к ответу на первый вопрос плана нашего урока «Причины перехода к НЭПу».
Учитель рисует на доске схему: (учащиеся дублируют в тетрадь)
Социальноэкономический кризис


Угроза советской власти
Волнения в армиях
Волнения рабочих
Крестьянские восстания

ПЕРЕХОД К НЭПуУчитель: «В марте 1921 года на десятом съезде РКП(б) Ленин объявляет о переходе к новой экономической политике. Первым шагом к которой стала отмена ненавистной крестьянами продразвёрстки (давайте вспомним, что такое продразвёрстка»?- обязательная сдача крестьянами государству по твердым ценам всех излишков хлеба и других продовольственных продуктов.
ПРОДНАЛОГ (под запись): - это установленный государством обязательный платёж, взимаемый крестьянских хозяйств.
Учитель (устно): Крестьяне теперь могли сами продавать излишки продукции. Размер продналога был гораздо меньше.
Учитель: (учащиеся записывают под диктовку в тетрадь)
Основными и важнейшими целями НЭПа было:
— Снятие социальной напряженности;
— Укрепление социальной базы советской власти в форме союза рабочих и крестьян.Учитель: открываем учебник на 128 странице, начиная с первой парты, читаем после текста, который выделен синим. До абзаца «Экономические итоги НЭПа». (Учащиеся читают часть параграфа. Когда в тексте учебника встречается ключевой термин, учитель прерывает учащегося и просит отметить данное понятие в тетради) Аренда – пользование имуществом другого собственника на определённый срок и на определённых условиях.
Концессия – договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности.
Хозрасчет – метод хоз-ия, осн-ый на соизмерении затрат и результатов хоз-ой деятельности.
Учитель: (под запись) Таким образом главными мероприятиями НЭПа являются :— замена продразверстки меньшим по размеру продналогом; — допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства; — объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства; — отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции; — разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве и торговле;— допущение иностранного капитала (концессии, аренда) ;— проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты — червонца.
Учитель: дома вам самим необходимо еще раз внимательно перечитать параграф и к следующему занятию нужно будет в тетрадях дать значение понятиям (учащиеся записывают) :Нэпман
СовбурОсереднячивание деревни
(Рабочая тетрадь:75 стр.№5, №6,№8)

Учитель (под запись)
Итоги НЭПа+ -
К1923 году восстановлены дореволюционные посевные площади;
не хватало промышленных товаров;
К1925 году валовой сбор зерна превысил на 20% уровень 1913 года;
рост цен;
К 1927 году в животноводстве достигнут уровень 1913 года.
безработица;
На селе:  60% - середняков; 26% - бедняков; 10% - батраков;  4% - кулаков.
К 1928 году промышленность достигла уровня 1913 года.
перенаселение городов; Отсутствие иностранных инвестиций.
 
После военно-коммунистических экспериментов Россия вернулась на путь рыночной экономики. Народное хозяйство страны стало быстро восстанавливаться.Такая экономика была так же не застрахована от кризисов.
В 1927 г. из-за нехватки промышленных товаров для обмена на зерно, низких государственных цен, сократилась продажа зерна и других продуктов питания государству. Резко подскочили цены на продукты, с прилавков исчезли масло, сыр, молоко, начались перебои с хлебом. Для ликвидации кризиса были предприняты чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания хлеба направили 30 тыс. членов партии. Эти меры не принесли желаемых результатов. В 1929 г были введены карточки на хлеб. К концу года карточная система распространилась на все промышленные товары. Стало ясно, что требуется немедленная корректировка экономической политики
Закрепление изученного материала
Учитель раздаёт материалы с тестом (Приложение 1)
Проверка полученных знаний
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ «НЭП»
1) Что НЕ относится к причинам принятия НЭПа?
а) увеличение антиправительственных выступлений крестьян
б)  резкое сокращение уровня промышленного производства
в)  стабилизация рубля
2)  Где проходило одно из крупнейших выступлений матросов, солдат и рабочих?
а)  в Одессе
б)  в Кронштадте
в)  во Владивостоке
3) Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
а) 1917
б)1921
в)1923
4) Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
а)  замена продразверстки продналогом
б)  допуск частного капитала в промышленность, концессии
г)   разрешение аренды земли
е)  запрещение частной торговли
5)Какую цель НЕ преследовали большевики, осуществляя НЭП?
а) упрочить свою власть;
б) предоставить свободу политической оппозиции;
в) преодолеть экономический кризис.
1) Что НЕ относится к причинам принятия НЭПа?
а) увеличение антиправительственных выступлений крестьян
б)  резкое сокращение уровня промышленного производства
в)  стабилизация рубля
2)  Где проходило одно из крупнейших выступлений матросов, солдат и рабочих?
а)  в Одессе
б)  в Кронштадте
в)  во Владивостоке
3) Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
а) 1917
б)1921
в)1923
4) Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
а)  замена продразверстки продналогом
б)  допуск частного капитала в промышленность, концессии
г)   разрешение аренды земли
е)  запрещение частной торговли
5)Какую цель НЕ преследовали большевики, осуществляя НЭП?
а) упрочить свою власть;
б) предоставить свободу политической оппозиции;
в) преодолеть экономический кризис.
1) Что НЕ относится к причинам принятия НЭПа?
а) увеличение антиправительственных выступлений крестьян
б)  резкое сокращение уровня промышленного производства
в)  стабилизация рубля
2)  Где проходило одно из крупнейших выступлений матросов, солдат и рабочих?
а)  в Одессе
б)  в Кронштадте
в)  во Владивостоке
3) Когда было принято решение о переходе к НЭПу?
а) 1917
б)1921
в)1923
4) Какие мероприятия не относятся к НЭПу?
а)  замена продразверстки продналогом
б)  допуск частного капитала в промышленность, концессии
г)   разрешение аренды земли
е)  запрещение частной торговли
5)Какую цель НЕ преследовали большевики, осуществляя НЭП?
а) упрочить свою власть;
б) предоставить свободу политической оппозиции;
в) преодолеть экономический кризис.