Методические рекомендации к учебно — методическому комплекту «Страна волшебных палочек и блоков» (интеллектуально – познавательного развития детей 4-5 лет, 5-6 лет)

Методические рекомендации
к учебно - методическому комплекту
«Страна волшебных
палочек и блоков»
(интеллектуально – познавательного развития детей 4-5 лет, 5-6 лет)


Пояснительная записка

В последние годы в образовательном пространстве Казахстана начался активный поиск новых подходов к содержанию интеллектуального развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Особо значимым при этом является признание развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков З.Дьенеша и цветных счетных палочек Д.Кюизенера как современного дидактического средства. Авторов новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.

В самом деле, детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико - математической.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др.), интеллектуально-познавательное развитие дошкольника происходит на основе освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации, сериации, и количества предметов мира. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого.
Данные методические рекомендации позволят дошкольным педагогам познакомиться с интеллектуально-познавательными системами З.Дьенеша, Д.Кюизенера, освоить и адаптировать инновационные идеи в практику работы.
Цель: ознакомление с методами, приемами, средствами, технологическими подходами развивающих систем З.Дьенеша, Д.Кюизенера.
В рекомендациях предлагаются методические приемы ознакомления с блоками З.Дьенеша и цветными палочками Д.Кюизенера, дидактические особенности данных материалов, принципы организации развивающей среды.




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
С ПАЛОЧКАМИ Д.КЮИЗЕНЕРА

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, знакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной им форме.
Наиболее эффективной развивающей системой сегодня является методика Д. Кюизенера.
Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Д.Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Д.Кюизенера называются еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки Д.Кюизенера - это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной от 1 до 10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел:
Класс белых чисел образует число 1. Он представлен белыми палочками;
Класс красных чисел - числа, кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), вишневого (8) цветов;
Класс синих чисел - числа, кратные трем (3,6,9). Он представлен палочками голубого (3), фиолетового(6), синего (9) цветов;
Класс желтых чисел - числа, кратные пяти (5,10). Он представлен палочками желтого (5) и оранжевого (10) цвета;
Класс черных чисел образует число 7. Это палочки черного цвета.
Между длинами палочек, окрашенных в родственные цвета, существует связь. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет.
Палочки можно предлагать детям с 2-3 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможно и фронтальная работа со всеми детьми, хотя такая форма работы не рекомендуется в качестве ведущей. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Сначала детей целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть с ними, из чего он состоит. Можно предложить выложить палочки на стол, перемешать их, показать по очереди красную, синюю и т.д. палочки. Взять в правую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать, назвать цвет каждой палочки; взять в левую руку столько палочек, сколько ребенок сможет удержать и найти среди взятых палочек палочки одинакового цвета и т.д.
В ходе свободного манипулирования и игры внимание детей надо обратить на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы.
В начале палочки Д.Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др.
На первом этапе можно проводить следующие игры и упражнения:

Перечисли цвета всех палочек на столе.
Покажи не красную палочку, не желтую и т. д.
Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.
Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; красной, голубой и синей; синей, оранжевой и чёрной; белой и желтой палочек.
Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом.
Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?
Возьми красную и желтую палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка.



Какая из палочек длиннее (короче): красная или чёрная, оранжевая или синяя, желтая или голубая? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подровняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.
Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее чёрной, короче желтой и т. д.
Назови и покажи все палочки длиннее (короче) ... (называется цвет любой палочки).
Сделай лестницу из красной, голубой и оранжевой палочек. Поднимись по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. Так же спустись по ступенькам.
Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
Составь одну палочку из желтой и синей так, чтобы желтая была справа (из оранжевой и голубой так, чтобы оранжевая была левее голубой; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине;

На втором этапе проводят игры, которые помогают детям освоить пространственно - качественные характеристики. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку.
Когда дети начинают знакомиться с цифрами, они узнают, что каждый цвет можно обозначить своей цифрой. Детям раздается набор карточек с цифрами. Цифра на карточке обозначает длину карточки и соответствующей ей полоски. Цифры «ходили» гулять, а когда вернулись, забыли, где чей домик. Нужно помочь цифрам найти домики. Дети пристраивают цифровые карточки к соответствующим цветовым крышам - палочкам. Через игру дети устанавливают связь между числом и длиной. Чем больше число, тем длиннее палочка и наоборот.
Далее дети учатся с помощью палочек Д.Кюизенера сравнивать числа и приходят к выводу, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. В этом им поможет игра «Разноцветные лесенки». Воспитатель предлагает детям расположить палочки в порядке возрастания так, чтобы каждое следующее число было больше предыдущего на один. Что получилось? Получаются разные цветные лесенки. Поднимаясь и спускаясь по ступенькам, дети сравнивают высоту ступеней и убеждаются, что красная выше голубой, но ниже желтой, считают число ступеней в прямом и обратном направлении.
Затем лесенка «читается» в числах. При этом отмечается направленность ряда чисел (возрастание и убывание), раскрываются свойства чисел, устанавливаются разные отношения между ними. Например: на лесенке стоят два человека. У одного из них туловище круглой формы, у другого - треугольной. Человечки стоят на соседних ступеньках. Обсуждается вопрос: какое число больше\меньше? и на сколько? Если человечек пойдет вниз, то к числу прибавляется единица, если вверх - вычитается. Так дети знакомятся с двумя способами образования числа (добавить \убавить).
В игре «Найди ошибку» воспитатель, строя числовую лесенку, пропускает 1-2 ступеньки, закрепляет знание детьми порядка расположения чисел.
Помогут палочки Д.Кюизенера и в освоении детьми состава числа. Детям предлагается составить из белых палочек башенки разной высоты, а затем подобрать цветные палочки равные по высоте башенкам. Так дети узнают, что три - это 1 и 1 и 1, а четыре - это 1 и 1 и 1 и 1 и т.д.
Затем детям предлагается принять участие в плетении разноцветных ковриков. Ребенок выбирает одну полоску для начала плетения. Следующий ряд должен сплести из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой. Последующие ряды должны быть разными. Заканчивается ковер бахромой из белых полосок. Когда ребенок заканчивает ковер, ему предлагается «прочитать» ковер цветами и числами. Например:
1 ряд - желтый 5 - это
2 ряд - белый и красный -1 и 4
3 ряд – красный и белый - 4 и 1
4 ряд – розовый и голубой - 2 и 3
5 ряд – 5 белых - 1 и 1 и 1 и 1 и 1
Осваивая состав числа, дети постепенно переходят к процессу сложения и вычитания. Воспитатель предлагает отыскать фиолетовую полоску, прибавить к ней розовую. Затем нужно найти палочку, равную по сумме фиолетовой и розовой. (т.е. по двум слагаемым находят сумму). Но можно решить и обратную задачу, когда одну полоску необходимо заменить двумя другими, сохранив длину первой. (т.е. по сумме находят два слагаемых).
Так как дети уже установили связь между числом, цветом палочек и длиной, то их можно использовать для измерения длины разных предметов, приняв белую палочку за мерку. Сравнивая количество используемых палочек для измерения длины разных предметов, можно сравнить предметы по длине.
На третьем этапе детям можно предложить следующие упражнения.

Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка - это единица, число "один".
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Красная палочка - это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка - это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Упражнение в игровой форме "Назови число найди палочку". Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, красная - два, голубая - три и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Упражнение в игровой форме "Найди пару".
К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображено на карточке в виде кружков линейно, а затем в форме геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга).
К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке.
К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке).


Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые, будучи составленными вместе, по длине окажутся равными первой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами (или числовыми фигурами) и знаками (+, =).
Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). "Запиши" это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). (Все последующие упражнения, когда это возможно, могут включать "запись" действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого. Где и когда лучше использовать цифры и знаки, решает педагог с учетом индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития).
Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности:
Ковер делается из любых палочек без всяких условий.
Ковер делается из как можно большего числа полос.
Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).
Ковер составляется из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, зеленую и желтую) или только из определенного их количества (только две, три и так далее).
К ковру надо сделать бахрому из белых палочек.
То, что выложено из палочек, "записывается" с помощью карточек с цифрами и знаками.


Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника?
Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19.

Палочки Д.Кюизенера достаточно эффективно можно использовать в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии; для выполнения диагностических заданий, а также для занятий с детьми, опережающими в своем математическом развитии программу детского сада. Палочки Д.Кюизенера могут помочь развить у них комбинаторные способности, освоить действия умножения, деления, сравнения различных площадей, понятие о четных и нечетных числах, арифметической прогрессии и т.д.
Существует и плоский вариант палочек, состоящий из полосок. Полоску можно изготовить самим из плотного цветного картона или пластика. Окрашиваются они так же, как и палочки. Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например, на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость), или на фланелеграфе (вертикальная плоскость).
Возможны различные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставляющие возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
С БЛОКАМИ З.ДЬЕНЕША

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием?
«Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку.
Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков, венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.
З.Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями.
Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. Это набор, состоящий из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковым по всем свойствам.
Комплект блоков З.Дьенеша состоит из геометрических фигур:
Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
Трех цветов (красный, желтый, синий);
Двух размеров (большой и маленький);
Двух видов толщины (толстый и тонкий).
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами.
Для работы с детьми на протяжении всего дошкольного детства, помимо объемных наборов, потребуются несколько плоских наборов логических фигур.
(Отличительная черта плоского набора - одинаковая толщина). Желательно, чтобы размеры плоских фигур соответствовали набору объемных блоков.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
Понадобятся также карточки с отрицанием свойств. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так, подбирая карточки, можно описать блок по всем свойствам. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Карточки - свойства помогут детям перейти от наглядно- образного к наглядно- схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно- логическому мышлению.
Также можно изготовить пособие с логическими блоками З.Дьенеша, заменяющие кодовые карточки.
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал - игрушки- персонажи, обручи, веревочки и пр.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую- то часть. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.
Большая часть игр, за исключением логических задач, не адресуются конкретному возрасту. (Все зависит от уровня интеллектуального развития конкретной группы). Поэтому, если вы только начинаете работу с блоками, необходимо идти по пути от простого к сложному.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, т.е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «Фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».
С чего же начать?
Что будет интересно детям 4-х или 6-летнего возраста?
Методически можно разделить цели на последовательную цепочку:
- сначала учим детей выявлять свойства;
- затем сравнивать предметы по найденным свойствам;
- затем перейти к классификации, обобщению;
- освоение логических операций и языка символов.

Как развивать интеллектуально-познавательные способности ребенка с помощью этой системы?
Прежде всего нужно ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу и снова и снова играть в более легкие и простые игры, пока вы СОВМЕСТНО не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для детей 4-6 лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме – скажем, мы не просто разбираем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанной ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать «мостики» для мышки через речку.





Игры на ознакомление со свойствами.
1. «Домики» - Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.
2. «Не глядя» - Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.
3. «Сортируем по признаку» - Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т.д.
4. «Найди такой же» - Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».
Более сложный вариант этой игры - показываем блоки и предлагаем найти «такие же, как этот, блоки» по уже двум свойствам (размер – цвет, например) То есть найди такие же, как этот, блоки – все синие и квадратные.
Еще одна «ступенька вверх» - усложнение критериев поиска. Просим найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися. То есть, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера.
5. «Кто лишний» - Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему?

Игры на ознакомление со сравнением по свойствам
«Накормим зверушек» - Если вообразить, что [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.
Более сложный вариант игры – взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но большего размера, маленькому – меньшего. Тоже самое и с зайками.
После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?
2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)
Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».
3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков.
Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т.д.
Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т.д.
Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого всеми 4-мя свойствами.
Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало - один блок – и конец – абсолютно другой. Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это - начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.
4. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не - квадратный, не - тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные».
5. «Угадайка». Для этой игры вам нужны [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и мешочек. Ведущий (например, вы) берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок (ребенок) должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»

Игры на ознакомление с классификацией и логическими операциями
Достаем произвольный набор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], включающий разные формы, цвета и т.д. и спрашиваем – чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом, ребенок учится разделению на классы и сравнению.
1.Игра с областями (обручами). Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства. Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.
Следующее задание. Работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а все треугольные, например – вне его.
Следующее. Рисуем (выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков - например, разного цвета. Просим все синие блоки расположить в левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные - в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить – все не синие неквадратные блоки (какие – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так–то просто, между прочим!
Если ребенку тяжело по началу справляться с этим заданием самому, можно начать «с другого конца» - вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагает назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, второго, внутри двух кругов одновременно, вне их. Когда малыш поймет, о чём идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.
2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем - желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). Можно устроить соревнование – вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость – правильность исполнения тоже учитывается при оценке.
Логические [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самого разного возраста.
Использование палочек Д.Кюизенера и логических блоков З.Дьенеша позволяют педагогу решить задачу чрезвычайной важности: развивать умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, развивать способность к моделированию и работе со схемами. Важно, чтобы педагог осуществлял творческий подход к работе.






















СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИКО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

С целью организации логико–математической деятельности, стимулирования проявлений ребенком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, из которых создается игровая среда. При этом пространство групповой комнаты используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, где размещаются ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др.
На стене, к которой удобно подойти, размещаются ковролиновое панно размером 200 см в длину и 100 см в высоту, окантованное рамкой, и контейнеры с наборами логических фигур и цветных полосок. На каждой из фигур имеется кусочек липкой ленты, которая удерживает ее на вертикальной плоскости.
Вслед за играми с блоками и логическими фигурами педагог использует «житейские» материалы, сконструированные по типу логических блоков (божьи коровки, куклы и др.).
Таблицы, макеты, игровые панно и прочее оборудование конструируется педагогами возрастных групп с целью повышения интереса детей к данным видам деятельности и обеспечения самостоятельного практикования в различении блоков и палочек, соотнесении по свойствам, группировке, классификации. К примеру, на игровом панно «разбросаны» разноцветные полоски. Вверху - несколько картинок-образцов. Ребенок может составить фигуру по образцу или же, проявив творческую инициативу, создать что-либо другое (дорожку, лесенку, елочку, ежика и т. п.).
В условиях педагогического сопровождения ребенка в логико -математических играх с использованием ковролинов дети овладевают умениями:
составлять лесенки, пирамидки, площадки (3-4 года); выполнять действия увеличения и уменьшения, сравнения, группировки и упорядочения (5-7 лет) в играх с разноцветными полосками и палочками;
выполнять действия сравнения, противопоставления, объединения, распределения логических фигур по ходу развития сюжета, рассказа, сказки, истории (4-5 лет);
продолжать и самостоятельно составлять (по аналогии, на основе преобразования, изменения основания) логические цепочки, решать логические задачи (5-7лет), осуществлять группировку, упорядочивание (4-5 лет), классификацию и сериацию (5-7 лет);
использовать логические фигуры, знаки-символы для решения задач на кодирование, декодирование и задач с элементами комбинаторики (6-7 лет).
Детская деятельность с использованием ковролинов может быть как совместной с педагогом, так и самостоятельной.
В самостоятельной деятельности дети составляют различные узоры, витражи.
Они пользуются знаками-символами, расшифровывают знаки, кодируют (составляют зашифрованное письмо). Дошкольники выбирают из комплекта те фигуры, с помощью которых можно составить простую логическую задачу (на последовательность чередования, нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда); предлагают сверстнику решить ее, составить новую задачу.
Широко используются игровые классификационные таблицы (домики, деревья).
В играх с ними дети распределяют блоки или логические фигуры по классам (клеточкам таблицы). Например, на ковролине - два «домика», большой и маленький


Наглядно - дидактические пособия
для игр с логическими блоками и фигурами З. Дьенеша
«Давайте вместе поиграем» (авторы-составители Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б.). Пособие содержит 20 игр, 9 наборов логических фигур; 2 набора карточек со знаками свойств; 3 развертки для изготовления игральных кубиков; игровые панно и разрезной материал для игр «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр» и др.
«Логика и цифры» (авторы-составители Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.). Пособие для детей 4-6 лет. Содержит игры с усложнениями «Приключения с цифрами», «Где цифра?», «Оформляем витрину магазина».
«Блоки Дьнеша для самых маленьких» (альбом для детей 2 -3 лет, авторсоставитель Финкельштейн Б.Б.). В альбоме содержатся силуэты (кораблики, машины, животные, цветы), на которые ребенок должен поместить блоки соответствующих цветов, форм и размеров.
«Маленькие логики» (альбом для детей 2- 3 лет, автор-составитель Борисенкова Е. Ю.). В альбоме содержатся силуэты (бусы, дорожка, домик, солнышко, бабочки), на которые ребенок помещает блоки, ориентируясь сначала на один, а затем на два признака.
«Лепим нелепицы» (альбом для детей 4 лет, автор-составитель Финкельштейн Б. Б.). Альбом содержит сюжетные картинки, которые нужно «дорисовать», пользуясь знаками-символами блоков.
«Страна блоков и палочек» (альбом для детей 4-7 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). Пособие включает сюжетно-дидактические игры по темам «Четыре времени года», «Школа», «Строим лом», «Журналисты».
«Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» (альбом для детей 4-7 лет, автор-составитель Финкельштейн Б. Б.). Включает игры и упражнения «Кондитерская фабрика». «Шерлок Холмс ищет преступника», «Волшебная дверь», «По моему хотению, по моему велению»; модель свойств блоков.
«Спасатели приходят на помощь» (альбом для детей 5-8 лет, авторсоставитель Финкельштейн Б.Б.). В пособии даны житейские истории-ситуации «О коте», «О зайке», «Я загадаю - вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов» и др., которые необходимо разрешить в ходе практических действий с блоками. Включены также игры с правилами и лабиринты.
«Поиск затонувшего клада» (альбом для детей 5-8 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). Альбом содержит игры с использованием знаков-символов свойств, которые требуют выполнения действий кодирования и декодирования. Игры могут быть использованы при проведении КВН, конкурсов, организации досугов.
«Праздник в стране блоков» (альбом для детей 5-8 лет, авторы-составители Финкельштейн Б.Б., Лабутина Л. В.). В пособии содержатся игры с правилами для организации детской коллективной познавательно-игровой деятельности, проведения интеллектуальных конкурсов, КВН, семейных праздников.


Наглядно-дидактические пособия
для игр с палочками Кюизенера
«На золотом крыльце ...» (пособие для детей 4-7 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). Содержит тематические, сюжетные и силуэтные картинки для воссоздания их с помощью палочек.
«Веселые цветные числа» (пособие для детей 3-4 лет, авторы-составители Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.). Содержит полоски таких же цветов, что и палочки Кюизенера, а также образцы для воссоздания. Каждая полоска в пособии разделена на составляющие единицы.
«Волшебные дорожки» (альбом для детей 2-3 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). В альбоме содержатся сюжетные картинки с изображениями дорожек и животных для накладывания на них соответствующих по цвету и размеру палочек.
«Дом с колокольчиком» (альбом для детей 3-5 лет, автор-составитель Финкельштейн Б. Б.). В пособии содержатся 13 сюжетных картинок, которые нужно «раскрасить» палочками, и панно с изображениями для воссоздания по образцу.
«Страна блоков и палочек» (альбом для детей 4-7 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). В альбоме содержатся сюжетно-дидактические игры по темам «Четыре времени года», «Школа», «Строим дом», «Журналисты».
«Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша» (альбом для детей 4-7 лет, автор-составитель Финкельштейн Б. Б.). Включает игры и упражнения как с палочками, так и с их плоским вариантом - полосками, а также модель свойств блоков.
«Посудная лавка» (Кростики) (альбом для детей 5-8 лет, автор-составитель Финкельштейн Б.Б.). Содержит рабочие листы с рисунками предметов (полными и частичными) и координатами для воссоздания изображений.




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МОНИТОРИНГА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности проводится 1 раз в год: в мае – первый год обучения, в сентябре – второй год обучения. Воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не в совместной партнерской деятельности со взрослым. (карта прилагается)

Карта личностных проявлений ребенка
в логико-математической деятельности
Наблюдение за познавательно – исследовательской и продуктивной деятельностью


Ребенок 4-5 лет
Ребенок 5 лет
Ребенок 6 лет

Список детей группы
Активно обследует объекты, выделяет свойства, но не всегда их называет; -практически обнаруживает способы использования объектов (манипулирует ими, раскладывает, собирает в группу, выкладывает в виде цепочки, разбирает и собирает без попыток получить точный результат);
- многократно повторяет действия, поглощен процессом.
Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых объектов («Что это?», «Для чего?»);
- обнаруживает намерение узнать что-то новое относительно конкретного использования игровых материалов и пособий («Как это получается?», «Как это сделать?», «Почему это гак?»);
- - высказывает простые предположения о связи действия и возможного результата, стремится достичь определенных результатов («Если сделать так ... или так ... » );
-начинает использовать освоенные способы действий в других ситуациях: сюжетной игре, рисовании, конструировании (располагает объекты по порядку, объединяет одинаковые по цвету, форме).
- обнаруживает стремление объяснить связь объектов, использует простое причинное рассуждение («Потому что »};
-стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции);
- проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (например лепить, конструировать), -составляет карты, схемы, пиктограммы, «записывает» истории, наблюдения.



Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании, которые накопились примерно за месяц текущих ежедневных наблюдений.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя следующие виды маркировки:
«обычно» (уровень является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего);
«изредка» (уровень не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (уровень не проявляется в деятельности ребенка совсем).
Важно помнить! Если при заполнении карты воспитатель хочет поставить отметку «обычно» сразу в двух или трех столбцах, поставить только отметки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, значит, относительно данного ребенка у него не возникло определенного образа и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в логико-математической деятельности.
В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляются целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка и картина познавательной инициативы группы в целом.
Если у основной части детей отметка «обычно» оказывается в предшествующем нормативном возрастном диапазоне, воспитателю следует пересмотреть логико - математическую деятельность детей в образовательном процессе.
По результатам заполнения карты развития воспитатель может также легко выделить детей, нуждающихся в особой индивидуальной работе с ними.
Использование нормативной карты развития позволяет воспитателю гибко проектировать образовательный процесс, интенсифицируя, расширяя или усложняя содержание логико-математической деятельности детей, а также способы ее осуществления.











13PAGE \* MERGEFORMAT141615


13PAGE \* MERGEFORMAT14015




ђ Заголовок 1ђ Заголовок 3 Заголовок 415