Конспект урока по теме: «Пропорция. Свойства пропорции»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 6 г. о. Тольятти
















Конспект урока по теме:

«Пропорция.Свойства пропорции»








Автор:
Корнилова Любовь Александровна
учитель математики МБУ лицея №6
г. о. Тольятти







Тольятти 2014


Цель урока:

Обучающая цель:
познакомить учащихся с определением пропорции;
вывести основное свойство пропорции;
научить находить неизвестный член пропорции;
Развивающая цель: создать условие для развития
познавательной компетентности через постановку проблемного вопроса путем мыслительных операций, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала, потребности к самообразованию;
коммуникативной компетентности путем логического мышления через решение задач, математической речи учащихся, творческой и групповой деятельности учащихся;
информационной компетентности путем бумажных носителей, электронных носителей.
Воспитательная цель: создать условия для
воспитания познавательной активности, чувства ответственности, уверенности в себе;
воспитания интереса к предмету через практическую значимость;
закрепления навыков работы в  коллективе, в группах;
воспитания бережного отношения к природным ресурсам.
Здоровьесберегающая:
создать благоприятный эмоционально-психологический климат в процессе урока;
создать условия для воспитания ответственного отношение к своему здоровью через упражнения для укрепления и коррекции зрения, осанки.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, самостоятельной работы, наглядный, практический, эвристический.
Формы: коллективная, фронтальная, индивидуально-групповая.

Оборудование: Интерактивная доска, Notebook, презентация «Пропорции».

Ход урока:
Организационный момент.
Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: повторение темы «Отношения», знакомство с новой темой «Пропорция. Основное свойство пропорции», отработка навыка решения уравнений на пропорции.
Организация учебного процесса на 1 этапе.
Сегодня на уроке, ребята, мы изучим тему «Пропорции», познакомимся с новым методом решения уравнений. Я надеюсь такой способ решения уравнений заинтересует вас и вам будет интересно сегодня на уроке.
Включается слайд 1, учитель проговаривает слова со слайда.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Откройте тетради с домашним заданием. Сверьте ответы ваших домашних упражнений с ответами выписанными на доске. Работая парами, выясните причину ошибки допущенной в вашей тетради, если она есть. Исправьте ошибку. Если вопросов по домашней работе нет, то с последней парты на первую передайте тетради, сложив их парами. Затем получите тетради № 2. Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного дня, тепло его солнечных лучей и радость предстоящей работы на уроке.
Я желаю вам хорошего настроения!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель этапа: актуализировать знания о понятии «Отношения», выполнить самостоятельную работу, зафиксировать задания, вызвавшие затруднения.

Организация учебного процесса на 2 этапе.
Так давайте напомним себе что же такое «Отношение», что оно показывает? Дети отвечают.
Ответьте на вопрос задачи, составленной на основе «Сказки о царе Салтане».
Слайд 2
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8
· 1415
Теперь выполним проверочную самостоятельную работу. Возьмите листочки желтого цвета, лежащие у вас на краю стола. Запишите решение к каждому из заданий: Слайд 3
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Через 5 мин собрать листочки.
Какие из заданий вызвали у вас затруднения? Ребята, помогите однокласснику разобраться в решении данного примера. Кто запишет правильное решение на доске?
Ученик на доске пишет правильное решение.
III. Изучение нового материала.
Цель этапа: сформировать способность составлять к текстам задач математическую модель.
Организация учебного процесса на 3 этапе.
Давайте, ребята, проведем исследование: Слайд 4 В тетради запишите № 1.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Сделаем вывод: Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Введем новое определение: Равенство двух отношений называют пропорцией.
Каждый компонент пропорции имеет свое название. Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Выполним еще одно задание: Слайд 7 В тетради запишите № 2 (а).
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Вывод: Слайд 8. Запишите № 2(б) Слайд 9

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Откроем учебник на странице 123 и еще раз проговорим основное свойство пропорции:
В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних.

IV. Физкульминутка.
Цель этапа: сохранить и укрепить здоровье детей.
Организация учебного процесса на 4 этапе.
- Быстро встали, улыбнулись. - Выше-выше потянулись. - Ну-ка, плечи распрямите, - Вправо, влево повернитесь, - Рук коленями коснитесь. - Сели, встали. Сели, встали - И на месте побежали.
V. Включение в систему знаний.
Цель этапа: тренировать навыки применения основного свойства пропорции при решении уравнений.
Организация учебного процесса на 5 этапе.
В учебнике на странице 124 рассмотрим пример составления из данной пропорции еще трех новых пропорций. Запишите № 3 и придумайте верную пропорцию, а затем из данной составьте еще 3 пропорции.
Вызвать к доске двух человек для выполнения задания.
Как называется равенство, в котором один из компонентов неизвестен и обозначен буквой? Уравнение.
Как же рациональнее решить уравнение, которое записано в виде пропорции.
Слайд 10
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Запишите примеры в своих тетрадях, обозначив их под № 4 (а,б).
Теперь поработаем в команде. Каждый ряд – одна команда. Кто вперед разгадает кроссворд?
Критерий оценки: верно выполненное 1 задание оцениваются 1 баллом, выполнение раньше всех задания приносит команде 1 балл. Команда, набравшая больше всех баллов занимает первое место. В журнал вносятся оценки «5» и «4».
Приступаем к выполнению задания: Слайд 11
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Заранее выбранное жюри подводит итоги.
На доске выполняем № 763 (а,б,в,г).
VI. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. Записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на 6 этапе.
Возьмите с парты зеленые листочки и поставьте напротив каждого вопроса себе оценку за урок.
Слайд 12
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Запишите домашнее задание: п. 21, № 777, 780.
Заканчивая урок, мне хочется пожелать вам, ребята:
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.




15