Конспект занятия по лексической теме Мебель в старшей логопедической группе


Тема: «Мебель»
Расширять и закреплять знания детей о мебели, активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей , материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных множ. числа, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании сущ. с числительными. Развивать мышление, память и внимание.
Ход:
Упражнение « 4-й лишний»:
- Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой лишний?
- тапки, кроссовки, табурет, туфли.
- шапка, кровать, шляпа, косынка.
- платье, пальто, шкаф, брюки.
- дуб, береза, сосна, кресло (изображение лишнего предмета выставить на доску)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
В: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Д: На полу, на земле, на камнях
В: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Д: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
В: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Д: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
В: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
Д: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
В: Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Основная часть:
Ребята, давайте назовём какие части имеет различная мебель (стенка, ручка, подлокотник, сиденье и т.д.)
А какие виды мебели вы знаете? Например, для кухни какую мебель нужно покупать? А для гостиной, спальни? (Дать понятие гарнитур).
Упражнение «Подбери признак» Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Табурет (какой?) - удобный
Кресло (какое?)- мягкое, удобное
Шкаф (какой?)- высокий
Кровать (какая?)- широкая, мягкая
Упражнение «Из чего изготавливают мебель?»
- Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? ( Мебельный) В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.
- из дерева – какая? (деревянная)
- из пластмассы- какая ? (пластмассовая)
- обивка из кожи- какая? ( кожаная)
- из стекла- какая? (стеклянная)
- из соломы- какая? (соломенная)
- из металла- какая? (металлическая)
- из ротанга- какая? (ротанговая?)
- А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)
Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать).
Образование существительных ед. и мн. В разных падежах:
Р.п.- чего нет? (нет стула), много чего? (много стульев);
Д.п.- к чему? (подойти к дивану;
Т.п.- на чём? (сижу на стуле, лежит на диване)
Упражнение «Скажи ласково»
Диван – диванчик, кровать – кроваточка и т.д. А теперь – увеличим: диван – диванище; кресло – креслище и т.д.
Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул — на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
Игра «Два и пять»
С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным: два стула пять стульев, два шкафа пять шкафов и т.д.
Составление загадок – описаний по плану:
Что это?
Какое?
Из чего сделано?
Какие детали?
Как использовать?
Итог