Конспект урока по географии на тему Лесные ресурсы (10класс)


Лесные ресурсы
Цель: Способствовать формированию и развитию аналитических умений при работе с источниками информации, формировать у обучающихся навыки установления причинно-следственных связей, умение видеть проблему в целом
Учитель: Используя схему в тетради 1.«Классификация природных ресурсов», назовите следующий вид ресурсов, относящихся к группе исчерпаемых возобновимых?
Примерный ответ учащихся:
- К группе исчерпаемых возобновимых также относятся лесные ресурсы
Лесная промышленность – совокупность отраслей промышленности, ведущих заготовку древесины в лесах и ее обработку и переработку. Лесная промышленность тяготеет в первую очередь к лесным районам.
В чем же состоит уникальность лесов для человека?
Примерный ответ учащихся: Роль лесов в поддержании жизни на Земле велика. Леса- это источник кислорода, среда обитания источник тепла и энергии, строительный материал, источник пищевых ресурсов. Леса также используются в рекреационных целях.
Вопрос: Выделите показатели, которые характеризуют обеспеченность лесными ресурсами страны?
Примерный ответ учащихся:
- площадь лесов
- лесопокрытая площадь
-запасы древесины
Задание: Составьте ранжированный ряд ( по убыванию) регионов используя следующие показатели: лесопокрытая площадь, запас древесины. Запишите в тетрадь. При ответе используйте карту мира.
Составляют ранжированный ряд регионов по следующим показателям: лесопокрытая площадь, запас древесины
Все производства по обработке и переработке древесины, вместе взятые, образуют лесообрабатывающую промышленность, в составе которой выделяют следующие виды промышленности:
Деревообрабатывающая промышленность, объединяющая группы предприятий, производящих механическую и частично химико-механическую обработку и переработку древесины.
Целлюлозно-бумажная промышленность, гидролизная промышленность и лесохимическая промышленность, производства которых образуются на базе химической переработки древесины и некоторых недревесных продуктов леса.
Выделяют два лесных пояса:
1.     Северный (в основном хвойные породы деревьев).
2.     Южный (лиственные породы деревьев).
Страны-лидеры по запасам лесных ресурсов: Россия, Бразилия, Канада, США, Индонезия, Финляндия, Малайзия, ДР Конго, Индия, Китай.
Страны-лидеры по заготовке древесины: Россия, Канада, США, Финляндия, Бразилия.
Страны-лидеры по производству бумаги: США, Финляндия, Канада, Бразилия.
Вопрос: Какую закономерность можно отметить в расположении лесных поясов мира?
северный лесной пояс расположен в северном полушарии, южный в южном полушарии
- на их формирование влияют климатические особенности территории
Задание: Используя картосхему рисунка 12 стр.31 и карту климатические пояса мира, установите причинно-следственную связь: лесной пояс - климатический пояс- видовой состав
Обучающиеся анализируют карты атласа и учебника и составляют цепочку причинно-следственных связей
Вопрос: Назовите первую десятку стран мира по размерам лесопокрытой площади. Выделите их на контурной карте
Примерный ответ учащихся:
Россия, Бразилия, Канада, США, ДР Конго, Китай, Австралия, Индия, Перу, ВенесуэллаЗадание: Используя дополнительную информацию опережающего домашнего задания охарактеризовать:
1.Использование древесины. Особенности использования в различных странах.
2.Причины сокращения площади лесов. Масштабы сокращения лесов по регионам.
3.Пути и способы охраны и рационального использования лесов.
Постройте столбиковые диаграммы, отражающие объемы заготовки древесины в указанных в таблице странах и структуру ее использования. Какие выводы вы можете сделать?