Урок геометрии История геометрии (7 класс)

Приложение 2
Тема: История геометрии. Основные геометрические фигуры. (7класс)

Цель: показать историю развития геометрии; дать понятия основных геометрических фигур.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; геометрические инструменты; Е.Ефимовский «След колесницы»

Ход урока:
I. Мы с вами находимся на «пороге неизведанного». Перед нами новый путь и мы не знаем, что там впереди. А перед нами .
-Что это? (слайд 1) /камень, придорожный/

Отрывок «Первый разговор»
- Видите камень вон тот придорожный?
-Камень как камень обычный.
- Возможно.
Как бы о нем поточнее узнать?..
Надо Науку на помощь позвать.
Как пишется «камень», научит Грамматика.
Размеры и форму найдет математика.
Физика массу отыщет и вес.
Минералогия взглянет на срез.
«Это кремень,- она скажет ребятам,-
И называют его – силикатом


Как вы думаете, что мы узнаем о камне на наших уроках геометрии?
Что же эта за наука, когда она возникла и зачем, мы постараемся сейчас с
вами разобраться. (слайд 2)

II. Возникновение первых геометрических понятий непосредственно связано с повседневной жизнью человека, с измерением полей, строительством жилых зданий и амбаров, с изготовлением и украшением предметов быта.
С геометрическими фигурами (А что это? Фигура – латинское слово, означающее образ, вид, начертание) имели дело с глубокой древности и крестьяне, и ремесленники, и строители храмов, дворцов и пирамид. Надо было уметь измерять площади земельных участков, подсчитывать объем корзин, которыми собирали урожай, определять, сколько камня потребуется для здания. Особенно быстро знания о свойствах фигур развивались в Древнем Египте. (слайд3) В этом государстве все земледелие было сосредоточено на очень узкой полосе земли – в долине реки Нил. Земли было мало, за участок крестьянин ежегодно платил соответствующий налог фараону. Каждую весну Нил разливался и заливал тот или иной участок. Тогда пострадавший обращался к царю, который посылал своего человека, чтобы установить, на сколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Также нужно было отмерять новый участок земли.


Отрывок «Предыстория» (слайд 4,5)
За быком шагали пахари, за плугом.
По прямой ходили люди, а не кругом.
Знали люди, что приходит день за ночью.
Что идти прямой дорогою короче.
Знали способ, как чертить углы прямые,
И осваивали площади земные.
И обтёсывали камни гладко гладко,
И тянулась пирамидой кверху кладка.

Первые научные познания об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур возникли около 4 тыс. лет назад. Люди использовали свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке от египтян, назвали ее геометрией (слайд6).
Греческие ученые узнали много новых свойств геометрических фигур, и уже тогда геометрией стали называть науку о геометрических фигурах, а для науки об измерении Земли ввели другое название – «геодезия» (деление земли).
В Древней Греции, начиная с 7 века до н. э. происходит постепенный переход от практической к теоретической геометрии. Разрозненные геометрические сведения дополнялись, уточнялись и обобщались. Таким образом, была создана наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. (слайд7)
Оформилась геометрия как наука в 3 веке до н.э. Наибольшая заслуга в этом принадлежит Евклиду.(слайд 8,9) древнегреческому ученому, жившим в городе Александрии (ныне Египет). «Начала» - первое дошедшее до нас полное научное изложение геометрии. Наши школьные учебники тоже содержат в основном геометрический материал и научную систему, изложенную в труде Евклида. Вот почему мы геометрию, которую изучают в школе, называем евклидовой.

III. 1) С геометрическими фигурами мы уже знакомы!? Какие фигуры вы знаете? (слайд10)
Задание «сосчитать фигуры» (слайд 11)
2) А что такое прямоугольник? Окружность?....чтобы дать понятие – определение этим фигурам, нужно выяснить, на чем строится геометрия Например, русский язык – это буквы; арифметика – это цифры; а геометрия состоит Послушайте! (слайд 12).




Отрывок «Притча о трёх учениках»
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика,
Морем плыли, шли издалека..,
А вопросы были нелегки.
- Что есть точка?, вопрошал Эвклид.
Взглядом обводя своих гостей.
- Точка – это то, в чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил, молодец!-
Улыбнулся ласково мудрец.-
Ну в чём же линии секрет?
- Есть длина, а ширины в ней нет!
-Снова в точку.


3) Основными геометрическими фигурами являются точка и прямая.
(слайд 13,14)
4) Требования к тетрадям; инструменты на уроках геометрии
5) Запись темы в тетради, зарисовка основных фигур, их обозначений
6) Чем прямая АВ отличается от прямой CD? Значок «принадлежности», запись.
7) «Геометрия»- измерение фигур, а точку и прямую измерить нельзя. Поэтому они называются основными геометрическими фигурами.
Увеличение (появление) числа измерений влечет за собой изменение и усложнение геометрической фигуры.

IV. 1) На занятиях по наглядной геометрии вашими постоянными спутниками будут наблюдение и опыт. Усидчивость и аккуратность при выполнении заданий помогут вам в достижении цели, как смекалка и находчивость при решении задач.
Поможет нам в этом учебник. Рассказ о построение учебника
2) № 2,5. №6,7(устно)
3) Д/З стр5-7, №1,3,4
V. Подведение итогов урока


15