Рабочая программа по информатике 9 класс (Гейн)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Архангельское
муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
предметов математики,
физики, информатики
МОБУ СОШ № 2
с. Архангельское
______ /Самохатняя Н.А./
Протокол № ____ от
«___» _________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 2
с. Архангельское
_______ /Сагадатова Л.Т./
«___» ________ 2015 г.
«Утверждено»
Директор
МОБУ СОШ № 2
с. Архангельское
_______ /Курунова Л.М./
Приказ № __________ от
«___» ________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету информатика и ИКТ для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
(на ступени основного общего образования, уровень – базовый)
Разработана в соответствии с программой: «Информатика. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.Г. Гейна и др. 7-9 классы». Гейн А.Г. – М.: Просвещение, 2012. Учебник: «Информатика и информационные технологии, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2014.
Учитель: Розит А.П., первая квалификационная категория с. Архангельское, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Информатика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Г Гейна и других. 7—9 классы. — М.: Просвещение, 2012.
В учебном плане МОБУ СОШ №2 с. Архангельское на 2015-2016 учебный год на изучение предмета информатика и ИКТ в 9 классе отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником «Информатика и информационные технологии, 9 класс»/ А.Г. Гейн, Н.А.Юнерман, А.А. Гейн. – М.: Просвещение, 2014.
Авторская программа используется с незначительными изменениями в количестве часов, отводимых на изучение отдельных тем.
Цели и задачи обучения:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план:
№ Наименование темы Количество
часов Контрольные
работы
1 Язык как средство представления и передачи информации 21 1
2 Моделирование и формализация 24 1
3 Информация и общество 8 4 Повторение 17 Итого 70 2
Язык как средство представления и передачи информации (21 ч)
Естественные и искусственные языки. Кодирование символьной информации. Единица измерения информационного объема сообщения. Системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Архивация файлов.
Моделирование и формализация (24 ч)
Понятие информационной модели. Моделирование и формализация. Системный подход в информационном моделировании. Вычислительные методы в решении задач. Измерение количества информации.
Информация и общество (8 ч)
Информация и информатика в жизни общества. Использование информации. Информационная этика. Информационная культура. Правовые вопросы Интернета. Безопасность и этика Интернета. Защита информации.
Повторение (17 ч)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения геометрии ученик должен:
Анализировать логическую структуру фраз естественного языка; выявлять неоднозначности, неопределенности, непоследовательности и другие трудности, возникающие при таком анализе.
Уметь описывать основные свойства систем передачи и сохранения информации с помощью числовых характеристик (пропускная способность, задержки, стоимость передачи и др.)
Представлять натуральные числа в различных системах счисления.
Осуществлять архивирование и разархивирование файлов.
Выделять ив исследуемой ситуации: объект, субъект, модель.
Выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования.
Проводить формализацию плохо поставленной (жизненной) задачи.
Анализировать и структурировать данные при решении задач.
Строить информационную модель задачи.
Исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей.
Определять применимость изучаемых методов для решения задачи.
Реализовывать алгоритм бинарного поиска.
Использовать различные подходы к измерению количества информации.
Выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ.
Оценивать информацию (в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью) с позиции её свойств: достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.
Отличать открытые социальные информационные технологии от социальных информационных технологий со скрытой целью.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учащихся:
А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. Информатика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Издательство «Просвещение» 2014г.
Интернет-ресурсы.
Для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ 7 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2010г.
Информатика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Г Гейна и других. 7—9 классы. — М.: Просвещение, 2012.
А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман, А.А. Гейн. Информатика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС. Издательство «Просвещение» 2014г.
http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/ — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Методическая служба.
http://school-collection.edu.ru/ — Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://webpractice.cm.ru/ — Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»
http://fcior.edu.ru/ — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://www.school.edu.ru/ — Российский образовательный портал.
http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692 — Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование раздела, тема Дата проведения Примечание
планируемая фактическая 1. Язык как средство представления и передачи информации (21 ч) 1 Повторный инструктаж по технике безопасности. Естественные и искусственные языки 04.09 2 Кодирование символьной информации 08.09 3 Информационный объем сообщения 11.09 4 Единицы измерения информационного объема сообщения 15.09 5 Решение задач по теме «Информационный объем сообщения» 18.09 6 Системы счисления 22.09 7 Позиционные и непозиционные системы счисления 25.09 8 Позиционные системы счисления 29.09 9 Двоичная система счисления 02.10 10 Восьмеричная система счисления 06.10 11 Шестнадцатеричная система счисления 09.10 12 Представление натуральных чисел в различных системах счисления 13.10 13 Решение задач по теме «Системы счисления» 16.10 14 Кодирование видеоинформации 20.10 15 Определение информационного объема графических объектов 23.10 16 Звук и компьютер 27.10 17 Определение информационного объема звуковых объектов 30.10 18 Решение задач по теме «Определение информационного объема графических и звуковых объектов» 06.11 19 Архивация файлов 10.11 20 Архивирование и разархивироние файлов 13.11 21 Контрольная работа № 1 «Язык как средство представления и передачи информации» 17.11 2. Моделирование и формализация (24 ч) 22 Анализ контрольной работы. О задачах и моделях 20.11 23 Понятие информационной модели 24.11 24 Как устроены модели 27.11 25 Рождение модели 01.12 26 Моделирование 04.12 27 Формализация 08.12 28 Задача о выборе места для железнодорожной станции 11.12 29 Системный подход к построению моделей 15.12 30 Системный подход в информационном моделировании 18.12 31 Графы 22.12 32 Графы как средство моделирования 25.12 33 Представление и обработка графов с использованием компьютера 29.12 34 Алгоритмы в графах 15.01 35 Построение структурных моделей, используя понятие графа 19.01 36 Решение задач по теме «Графы» 22.01 37 Из пушки по 26.01 38 Как измерить количество информации 29.01 39 Вычислительные методы в решении задач 02.02 40 Алгоритм бинарного поиска 05.02 41 Измерение количества информации 09.02 42 Различные подходы к измерению количества информации 12.02 43 Различные подходы к измерению количества информации 16.02 44 Решение задач по теме «Количество информации» 19.02 45 Контрольная работа № 2 «Моделирование и формализация» 26.02 3. Информация и общество (8 ч) 46 Анализ контрольной работы. Информационное общество 01.03 47 Информация и информатика в жизни общества 04.03 48 Использование информации 11.03 49 Информационная этика 15.03 50 Информационная культура 18.03 51 Правовые вопросы Интернета 22.03 52 Безопасность и этика Интернета. Защита информации 05.04 53 Получить государственные услуги не выходя из дома легко и просто 08.04 Повторение (17 ч) 54 Представление информации 12.04 55 Передача информации 15.04 56 Обработка информации 19.04 57 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 22.04 58 Основные устройства, используемые в ИКТ 26.04 59 Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах
окружающего мира 29.04 60 Создание и обработка информационных объектов 06.05 61 Поиск информации 10.05 62 Поиск информации в Интернете 13.05 63 Проектирование и моделирование 17.05 64 Математические инструменты 20.05 65 Электронные таблицы 24.05 66 Организация информационной среды Резерв
67 Устройство компьютера Резерв
68 Алгоритм Резерв
69 Алгоритмизация и программирование Резерв
70 Блок-схема алгоритма Резерв
Резерв 01.09
23.02
08.03
03.05