Конспект урока Творчество писателя: Куприн Гранатовый браслет

Тема урока: « О мастерстве писателя».
Повесть Александра Ивановича Куприна « Гранатовый браслет».
Цель урока: показать мастерство Куприна в изображении человеческих характеров, роль музыки и звука в рассказе.
Оборудование урока: L. van Beethoven. 2 Son. ( op. 2, № 2).
Largo Appassionato.
Ход урока.
1.Аналитическая беседа.
Слово учителя.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в далёкий от нас 1910 год, посвящён волнующей теме, любимой теме его творчества, теме любви , но это « любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины». Впервые затронутая в рассказе «Странный случай» 1895 года.
2.Беседа по повести.
Мастерски написано в этой повести всё, начиная с её названия. Оно, заглавие, поэтично, как строка стихотворения: «Грана/ товый / браслет». Тот, среди камней которого « редкий сорт граната», тот, который брат главной героини повести Веры Николаевны Шеиной, товарищ прокурора Николай Николаевич Мирза – Булат – Тугановский назовёт « поповской штучкой» и с брезгливостью бросит на стол.
Уникально и то место в повести, которое обычно занимает эпиграф.
Но что мы видим? Это не эпиграф – вторая соната Бетховена. Почему?
Послушаем вторую сонату Бетховена и заключительные строки повести.
(Звучит вторая соната Бетховена и строки ХIII главы).
«Она узнала с первых же аккордов это исключительное , единственное по глубине произведений. И душа её как будто бы раздвоилась И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: « Да святится имя твое». ( Читаем до конца главу, чтение как раз укладывается по времени со звучащей музыкой сонаты).
Что это? Почему княгиня Вера плачет? ( Оказывается, повесть «Гранатовый браслет» и бетховенская соната созвучны! Они совпадают!
« исключительное, единственное по глубине произведение» отвечает на вопрос, что же такое любовь? Любовь, данная свыше, божественная, готовая на всё, даже на смерть во имя любимой женщины). И, вероятно, что такой эпиграф – это знак того, что лежащее перед вами литературное произведение строится по музыкальным законам. Как и в музыкальном произведении, в повести есть чередование ритмов и темпов, силы звука и интонаций; есть и сильное место, «центральный аккорд», к которому стягиваются многие мелодические темы, « Любовь должна бать трагедией».
Вся повесть наполнена звуками, начиная с экспозиции. Найдите в 1 главе эту самую какофонию звуков.
(« То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днём и ночью, точно бешеный бык». И далее : « То задувал с северо – востока, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто- то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах». И в развязке повести читаем: « Княгиня Вера обняла ствол акацииДерево мягко сотрясалось. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».
Музыка, пронизывающая всю повесть, проходит и через всё творчество Куприна. ( « Гамбринус», « Тапёр»).
Не менее виртуозно владеет писатель и портретной характеристикой персонажей. Докажем это, проведя параллель между описанием сада и княгиней Верой, его хозяйкой. 2 глава повести.
(Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астрыОстальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни». А теперь посмотрим на портрет княгини Веры: « Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицомИ далее : « Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Вот так ненавязчиво и мастерски писатель описывает нам главную героиню, она давно замужем, любит, как ей кажется, мужа, мечтает « жадно о детях – материнстве - но детей нет).
А какой стилистический приём использует Куприн, характеризуя младшую сестру княгини Веры, Анну?
( Они совершенно не похожи « на полголовы ниже сестры, ..живая и легкомысленная, насмешница. Лицомонгольского типас узенькими глазамис надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка надвинутой вперёд полной нижней губе лицо пленяло какой – то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась в глубокой женственности всех черт). Как же они, сёстры, не похожи!
При этом Вера, в отличие от сестры, была бережлива, экономна, а всякий флирт для неё совершенно невозможен!
Конечно, в повести есть и другие блестящие портретные характеристики героев: генерала Аносова, чиновника Желткова, Василия Львовича Шеина, Николая Николаевича Мирза – Булат - Тугановского.
Портрет у Куприна – своеобразный ключик к персонажу, к его психологии, к его внутреннему миру. Два – три штриха мастера – и портрет готов!
15