Технологическая карта урока по биологии на тему Вид. Критерии вида (9 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока Вид. Критерии вида (9 класс)
Оборудование: Компьютер, проектор, экран
Цель урока:
Задачи: изучить понятие вида, его критерии и структуру.
обучающие:
сформулировать определения понятиям «вид», «критерии вида»;
изучить критерии вида и их содержание;
развивающие:
продолжить развитие коммуникативных умений при работе в парах, устной монологической речи учащихся;
способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательные:
воспитывать толерантность учащихся;
воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с изображениями биологических объектов.
Планируемые результаты
Предметные Понимать термины «вид», «критерий вида», различать критерии вида.
Личностные Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
МетапредметныеЗакрепление умения заполнять таблицу, умения работать с текстом; сопоставлять термин и пример.
Универсальные учебные действия
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
анализ;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные Целеполагание, контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые умения
Организационный момент Смотрит на подготовку учеников к уроку, приветствие Настраиваются на работу, приветствие Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность
Актуализация знаний Учитель объясняет задание: ответить на тестовые вопросы (на слайде) Ученики по очереди вслух читают вопрос и ищут в течении минуты правильный вариант ответа.
Тест содержит вопросы как на изученную тему («Селекция организмов»), так и на новую тему («Вид. Критерии вида») структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
контроль, коррекция, оценка;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Вывод темы урока, цели и задач Учитель задаёт вопрос:
- Ребята, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Если ученики затрудняются, то учитель задаёт направляющие вопросы.
Учитель выводит на экран слайд с темой урока.
Диалог с учениками о видах медведях изображённых на слайде (это разные виды, один род – основоположник систематики К. Линней).
Учитель объясняет назначение Листа самоконтроля, который присутствует индивидуально на столе у каждого ученика. Ученики выводят тему урока, определяют, что речь пойдет о понятии «вид», выводят цель урока, ставят задачи.
Зрительно изучают слайд, рассуждают об изображённых медведях, приходят к выводу, что это животные одного рода, но разного вида.
Запись темы урока в тетрадь. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
контроль, коррекция, оценка установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
целеполагание;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Изучение новой темы Рассказ учителя об учёном, который впервые вывел понятие «вид» (Дж. Рей).
Учитель показывает слайд с породами собак. Задаёт вопрос:
- Кто изображён на слайде?
Задаёт направляющие вопросы.
Возвращается к теме урока «Вид. Критерии вида»,
- Что такое критерий вида?
- Теперь давайте познакомимся с критериями вида.
Открываем учебник на странице 136, заполняем первый столбик таблицы (наименования критериев вида).
Учитель направляет учеников.
Работа со слайдами:
- мимикрия (подражание)
- межвидовые гибриды у животных;
- межвидовые гибриды у растений;
- экологический критерий (разные виды синиц);
- древесные лягушки (генетический критерий)
- прослушивание аудиозаписи; Ученики слушают учителя, знакомятся с портретом учёного.
Записывают основные факты в тетрадь.
Отвечают кто изображён на слайде, отличия и сходства животных. Формулируют отличие двух понятий «вид» и «порода».
Ученики отвечают на поставленный вопрос, используя ранее полученные знания.
Ученики работают с учебником, перечерчивают таблицу в тетрадь, заполняют первый столбик.
Диалог по каждому критерию, ученики высказывают своё мнение о сущности критерия, приводят примеры
Списывают в рабочую тетрадь с экрана характеристику каждого слайда (по очереди).
Диалог, отвечают на вопросы, комментируют слайды. поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
анализ;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
контроль, коррекция, оценка;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Закрепление Объясняет задание – необходимо подойти к столу, выбрать карточку с заданием, в течении 3-5 минут прочитать задание и ответить на поставленный вопрос. Работа по карточкам – работа в парах. поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
анализ;
сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
контроль, коррекция, оценка;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рефлексия Учитель напоминает о структуре синквейна. Ученики пользуясь планом составления синквейна, составляют синквейн в тетради.
По желанию зачитывают вслух. поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Обобщение.
Итог урока. - С какими понятиями познакомились на уроке?
- Что интересного для себя узнали из новой темы?
Примерные ответы:
- С понятием «вид», «критерии вида».
- Узнали, что бывают межвидовые гибриды, что древесные лягушки узнают самцов по «песне».
Ученики оставляют на середине парты листы самооценки. структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
контроль, коррекция, оценка;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Домашнее задание. Учитель комментирует слайд, на котором записано домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник. Организация рабочего места, умение организовать свою деятельность