ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОСНОВНЫЕ ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ ( 11 КЛАСС УМК Р.Н.БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ) ФГОС

ГАП ОУ ВО «Новохопёрский аграрно-экономический техникум»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ОСНОВНЫЕ ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ" ( 11 КЛАСС УМК Р.Н.БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ) ФГОС

Преподаватель: Мазунина Евгения Алексеевна
Курс: II
Предмет: русский язык.
Тема урока: Основные пунктуационные нормы. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: (образовательные): расширение и систематизация знаний о базовых понятиях лингвистики ( пунктуация: тире в простом предложении); совершенствование умения применять изученную пунктограмму на практике; умение лингвистически грамотно делать выводы о постановке тире; развитие орфографической наблюдательности; совершенствование навыков тестирования.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Адекватно ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию.
Познавательные: Формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждения, приведение аргументов; применение методов информационного поиска ( включая компьютерные средства (использование гаджетов, выход в Интернет), извлечение необходимой информации, анализ, систематизация и предъявление ее разными способами.
Коммуникативные УУД:
Владение видами речевой деятельности; построение продуктивного речевого взаимодействия; восприятие и создание письменной и устной речи; точное, правильное и логичное изложение своей позиции по поставленной проблеме; соблюдение в процессе коммуникации основных норм письменной и устной речи.
Этап урока
Цель этапа
Содержание учебного
материала
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД (Коммуникативные – К; личностные – Л; познавательные – П; регулятивные – Р)

I.Мотивация
к учебной
деятельности
Создание положительного эмоционального
настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности, актуализация осознания обучающимися необходимости личностного роста
Приветствие, ориентация на учебные действия
Слово учителя
Приветствие, создание положительного эмоционального настроя на урок, мотивация обучающихся к деятельности
Приветствие,
Эмоционально – психологический настрой к учебной деятельности на уроке

К, Л

II.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии; выявление причины затруднения и способа выхода из ситуации
На основе актуализации ранее полученных знаний и поставленной проблемы выявить причину затруднений подвести к формулированию цели урока.
Обозначить ГО и расставить знаки препинания, аргументировать свой ответ:
1.ЯЗЫК ЕСТЬ ЖИЗНЬ.
2.УЧИТЬСЯ – НАША ЗАДАЧА.
3.МОЯ РОДИНА КАК ВСЕЛЕННАЯ!..
4.ЭХ, БРАТ ДВА САПОГА ПАРА! (фразеологизм)
5.СТАРШИЙ БРАТ – МОЙ УЧИТЕЛЬ (СТАРШИЙ БРАТ МОЙ – УЧИТЕЛЬ!) (двоякое толкование); это эмоциональный тон, фон, напряжение выражения мысли автора. От постановки тире зависит смысл высказывания.
6. Я ОМИЧ (констатация факта). Я ГОРЖУСЬ! Я -ОМИЧ! ( логическое акцентное ударение)

Фронтальная беседа; работа с презентацией по актуализации знаний по теме;




Создание Проблемной ситуации («Зачем?»)
Ставит проблемные вопросы, требующие активизации логического мышления, осознания значимости ( конечной цели) изучения темы ; активизирует необходимость расширения знаний по теме: сообщает, что поставленная цель – это планируемый результат ( следует четко сформулировать конечный результат деятельности на уроке)

Мотивация к целеполаганию: понимание значимости уровня усвоения ранее изученного по теме для совершенствования речевых (пунктуационных) умений и навыков; формулирование цели урока.
При фронтальной беседе – обращение к гаджетам ( выход в Интернет) для поиска выхода из проблемной ситуации.


П, Р, К, Л

III.Построение проекта выхода из затруднения
Самостоятельная групповая работа со справочной литературой ( учебником) с целью обобщения и систематизации правил по теме урока
Работа по материалам учебной литературы
( цель – обобщенные и приведенные в систему знания по теме: Где, когда, почему ставим ( не ставим) тире в простом предложении; особые случаи постановки тире в простом предложении
Анализ теоретического материала, обобщение и систематизация информации, подготовка представления наработок групп
Ориентирует на выполнение и представление результата задания в группах; организует совместную деятельность обучающихся
Работа в группах:
-Стр. 102
-Стр. 103 -104
-Стр. 104 (по учебнику); каждая группа проектирует свой маршрут коллективных действий, выполняет задание и готовит представление результата
П, Р, К, Л


IV.Реализация построения проекта групповой деятельности
Точное, четкое, логически выстроенное представление систематизированного материала; построение продуктивного речевого высказывания на лингвистическую тему
1 группа представляет результат своей совместной деятельности ( Тире между подлежащим и сказуемым); 2 группа
( Тире между подлежащим и сказуемым не ставится); 3 группа
( Другие случаи постановки тире в простом предложении)
Представление результата совместной деятельности
Наблюдает, корректирует речь и содержательный аспект представленного материала; дает оценку результату совместной деятельности
Восприятие, понимание, осознание информации; учебный диалог ( возможно, оппонирование) по содержанию и представлению материала
К, П, Р, Л


V.Первичное закрепление
Развитие практических навыков использования информации по теме урока через решение тестовых заданий
«ФРАЗА»
( Подготовка к экзаменам; повторение и обобщение изученного; тема «Тире между подлежащим и сказуемым» Тема: № 640)

Фронтальное тестирование
Наблюдает, комментирует (в случае затруднения), словесно оценивает качество решения тестов
В произвольном порядке решают тестовые задания, аргументируют свою позицию (Ставит или не ставит тире)







П, К, Л



VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
В тестовом режиме - самоконтроль и самопроверка уровня систематизированных и обобщенных знаний по теме в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона; самооценка результата деятельности
Работа с карточками
( тестами); в случае выхода в Интернет – использование сайта для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (Образовательный портал для подготовки к экзаменам: reshuege.ru)
Индивидуальная самостоятельная работа (решение заданий по теме в тестовом режиме)
Раздает индивидуальное задание; Словесно создает ситуацию успеха; ориентирует на качественное самостоятельное выполнение заданий;
Представляет эталон для самопроверки и самооценки результатов деятельности ( в случае работы в Интернет – «ключ» к решению тестовых заданий по теме с итоговой оценкой решения тестов по теме; объявляет, что данный вид работы – оценка за результат качества усвоения и систематизации знаний по теме
( оценка за урок)
Самостоятельная работа ( в тестовом режиме); самопроверка и самоконтроль; сравнение с эталоном; самооценка результата индивидуальной деятельности
Л, П, Р

VII.Включение в систему знаний на повторение

Практическое применение обобщенных и систематизированных знаний по теме в реальной жизни; организация поиска информации, в которой требуется использования изученного материала и автоматизация умственных действий
Поиск информации: в рекламных плакатах, «растяжках», вывесках через слоганы фирм, акций политических лозунгов и др. найти простые предложения с использованием тире; обоснование использование знака (правильно/неправильно; почему?)

Слово учителя для актуализации личностного интереса приобретенных знаний по теме; создание проблемной ситуации
Организует личностный познавательный интерес; ориентирует на ситуацию успех а

Находят информацию, выступают в качестве редактора (возможно, в роли рекламодателя, создающего слоган фирме, акции и др.)
Л, П, К, Р

VIII.Рефлексия учебной деятельности
Осознание результатов урока для каждого лично

Рефлексивный лист:
-Знаю ли я все аспекты содержания изученной темы? ( да/нет);
-Владею ли в совершенстве навыками постановки тире в простом предложении? (да/нет);
-Умею ли применять знания по теме в своей письменной речи? (да/нет);
-Актуальна ли изученная тема для практического применения? (да/нет);
-Что мне нужно сделать для совершенствования практического применения
знаний изученной темы в реальной жизни и совершенствования своей пунктуационной грамотности:
1.
2..
3.. и т. д.
Вопросно – ответная форма коммуникации между учителем и классом
Задает вопросы содержания рефлексивного листа для осознания каждым качества знаний по теме и прогнозирования своей учебной деятельности
для дальнейшего совершенствования пунктуационной грамотности, речевых навыков письменной речи, культуры речи в целом
Каждый заполняет рефлексивный лист ( самооценка и прогнозирование деятельности по изученной теме на будущее)
Л,Р

IX.Итог урока; ориентация на изучение следующей темы

Акцентирование внимания обучающихся на значимость содержания изученной и темы и ее дальнейшего изучения (углубление в содержание темы) для личностного речевого развития и совершенствования пунктуационной грамотности


Подведем итог: Тире как знак препинания очень выразительно, Его смысловую, синтаксическую, интонационную функции, графическую выразительность, способность выражать ритмомелодию речи широко используют писатели и поэты. Довольно часто можно наблюдать у некоторых художников слова сознательное отступление от правил: знак « тире» мастера слова используют как СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО. Вот об этом, об особенностях использования тире в авторской речи (через образцовые тексты русской классической литературы) и будет наш следующий урок. Знания этой темы вам необходимы как будущим авторам собственных эссе на ЕГЭ по русскому языку и для совершенствования вашей речевой культуры.
Итоговое слово учителя
Словесно подводит итог, мотивирует обучающихся на продолжение ( углубление) знаний по теме

Воспринимают информацию, осознают содержательный аспект следующего урока ( первичное представление об актуальности развития знаний по теме)


Л, П, К

X.Домашнее задание
Ориентация на дифференцирование домашнего задания в зависимости от уровня сложности, личностного познавательного интереса и сформированности УУД

Дифференцированное дом. Задание. Обучающимся предлагается самостоятельно выбрать уровень выполнения дом. задания, которые отличаются объемом, уровнем познавательной деятельности, уровнем трудности и сложности и зависят от уровня сформированности УУД:
А – репродуктивный уровень ( действия по образцу);
Б – частично – поисковый ( включение навыков аналитического и логического мышления);
С – творческий ( требующий создания собственного речевого высказывания с применением навыков анализа материала, выстраивания логической цепочки, формулирования собственных выводов и приведения аргументов




Слово учителя: разъяснение содержания дифференцированного похода в выполнении дом. задания
Объясняет содержание домашнего задания. Благодарит за работу на уроке.
А – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2;
Б – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»;
С – по учебнику: стр. 105, тренировочное задание №2; выход в Интернет: решение тестов по теме на сайте для подготовки к ЕГЭ по русскому языку Дмитрия Гущина «reshuege.ru»; в пьесе М. Горького « На дне» ( монолог Сатина) выписать простые предложения с использованием тире, обозначить условия применения использования знака и его правильность/ неправильность употребления в связи с пунктуационными нормами; создать собственное речевое высказывание (80 слов) по результатам анализа предложений с использованием тире.
Л, П








15