Урок по теме Творчество К.И.Чуковского Составление и запись предложений из 2-4 слов.


Предмет: Русский язык, обучение грамоте (интегрированный урок)
Тема: Творчество К.И.Чуковского
Составление и запись предложений из 2-4 слов.
Класс: 1 класс
Тип урока: Урок применения предметных ЗУН.
Дидактическая цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умения составлять и записывать предложения из 2-4 слов при решении практических и творческих задач, используя произведения К.И. Чуковского.
Задачи урока:
личностные
Формирование умения задавать вопросы, проявлять активность, формирование уважительного отношения к иному мнению при работе в группе
Метапредметные:
Коммуникативные:
Формирование умения договариваться и распределять обязанности при работе в группе.
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении информации, формулировать собственное мнение.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять итоговый самоконтроль и взаимоконтроль по результам, адекватно воспринимать предложения товарищей и учителя по исправлению допущенных ошибок.
Формирование умения использовать знаково-символические средства, ставить задачи вместе с учителем, формулировать и удерживать учебную задачу. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные:
Формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму (алгоритм списывания и самопроверки). Умение использовать знаково-символические средства (модели единиц русского языка, выполненные самостоятельно) Формирование умения проводить анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых буквой.
Формирование умения выполнять задания с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).
Предметные
Повторение и обобщение изученных орфограмм. Формирование умения правильно строить и записывать предложения. Формирование орфографической зоркости. Закрепление алгоритма списывания предложения и самопроверки. Закрепление умения составлять графическую модель предложения, читать и составлять звуковые модели слов.
Сценарий урока
Мотивация к учебной деятельности
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Сегодня на уроке будет такой девиз:
«Знаешь – говори, не знаешь - слушай»
Как вы его понимаете?
Целеполагание
Посмотрите на условные знаки, кто может рассказать, что они обозначают? Для чего они нам? (рассказывают о видах деятельности и формах работы)
Ребята, выберите, какое задание для вас будет самым интересным, закончите предложение …
Я хочу поработать… (например, в группе)
Я хочу узнать… (например, ответ на трудный вопрос)
Я хочу вспомнить… (например, делать схемы предложения, звуковую схему т.д.)
Итак, сегодня на уроке мы будем разгадывать, отвечать на трудные вопросы, работать с предложениями, будем работать вместе, в группах, и самостоятельно, будем оценивать свою работу и работу товарища, т.е. будем закреплять полученные знания.
Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку: Слайд №1

Кто помнить автора этой загадки? Слайд № 2

Кто изображен на фотографии? А кто может сказать, настоящее ли это имя?
Слайд № 3

Вот беда: буква потерялась! Какую же букву надо написать? Какое правило вспомнить? (написание –чу,). Давайте пропишем в своих тетрадях это сочетание, чтоб никогда не допустить ошибку, но прежде запишем число, классная работа. (Дети записывают число, классная работа и прописывают слог – чу – это минутка чистописания).

Корней Чуковский написал много произведений для детей, сейчас мы вспомним некоторые из них. Я задам вопрос, а вы отвечайте, подняв руку.
Что просили прислать крокодилы из сказки Чуковского? (калоши)
Какое правило надо вспомнить, чтоб записать ответ: (-написание – ши)
Что просили прислать зайчатки? (перчатки)
Какое правило надо вспомнить, чтоб записать ответ: (-написание – ча)
Что проглотил крокодил? (мочало)
Какое правило надо вспомнить, чтоб записать ответ: (-написание – ча)
Слайд № 4
(картинки появляются по мере отгадывания)

(дети записывают слова в тетрадь, у доски работают 3 человека, записывают по 1 слову),
Давайте оценим работу ребят, поднимите свои светофорчики, какой цвет выбрали? Почему? Найдите свои светофорчики, оцените свою работу.
Что вспомнили, выполняя это задание? (произведения К.И. Чуковского «Телефон», «Мойдодыр»)
Какие правила повторили? (написание сочетаний –чу, ши, ча)
Мы немного отдохнем и опять работать начнем (Физминутка)
Самостоятельное творческое использовании сформированных умений и навыков
Давайте еще разгадаем загадку, которую придумал К.И. Чуковский
Слайд № 5

Итак, у нас два слова-отгадки: игла, крапива
Ребята, выберите себе любое слово и сделайте звуковую схему. Кто хочет работать у доски? (2 человека по желанию конструируют у доски, остальные на наборных полотнах на местах)
Давайте проверим? Кто выбрал слово игла?
Крапива?
Объясните, почему так.
Давайте оценим работу ребят, поднимите свои светофорчики, какой цвет выбрали? Почему? Найдите светофорчики, оцените свою работу.
Кто допустил ошибку? В следующий раз будьте внимательнее! Ребята, поднимите руку, кто выбрал слово «игла». Почему вы выбрали именно это слово? Кто выбрал слово «крапива»? Почему? Молодцы, что не побоялись трудностей и сделали смелый шаг!
Что мы вспомнили, выполняя задание? Кто хотел выполнить именно это задание? Что у вас получилось?
Ребята, вы помните, что еще, кроме загадок писал К.И. Чуковский?
Сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним главные правила работы в группах?
Распределить обязанности.
Договориться.
Выполнить свою часть работы.
Помогать другим.
У каждой группы лежит конверт, вы можете его открыть и посмотреть, что внутри. Как вы думаете, что нужно сделать? (из слов собрать предложение). Кто догадался, что общего у всех предложений? (это предложения из произведений К.И. Чуковского)
Слайд № 6

Сейчас мы вспомним некоторые сказки. Прослушайте фрагмент, поднимите руку та группа, у которой предложение из прослушанного произведения! (Включается аудиозапись отрывков из сказок: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Федорино горе». Поднимает руку та группа, у которой предложение из прозвучавшей сказки. (Дети выходят и конструируют свои предложения на доске) Получается:
1 группа: Бедный крокодил жабу проглотил. (Тараканище)
2 группа: Скачет сито по полям.( Федорино горе)
3 группа: Приходили к мухе блошки. (Муха-цокотуха)
4 группа: Одеяло убежало, улетела простыня. ( Мойдодыр)
Выберите предложение и сделайте для него схему. (Дети конструируют из наборов, 4 человека у доски)
Давайте проверим. Кто выбрал 1 предложение? Какая схема подойдет? Почему?
У кого другой ответ? Докажи!
Ко второму предложению?
К третьему?
К четвертому?

Давайте оценим работу ребят, поднимите свои светофорчики, какой цвет выбрали? Почему? Найдите свои светофорчики, оцените свою работу.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним наш девиз. Как мы сегодня им пользовались?
Давайте вспомним, что в начале урока вам очень хотелось сделать
- Какую цель ставили? Достигли цели? Получилось сделать то, что наметили?
Какие задания особенно понравились, почему? Где испытали трудность? Расскажите соседу по парте. Над чем еще надо поработать?
Ребята, у вас остался незакрашенным только один кружок. Оцените свою работу на всем уроке. Кто оценил ?
У кого зеленый? – Молодцы.
Желтый – работай активнее.
Красный - постарайся, можешь лучше. Спасибо за работу.