план-конспект по окружающему миру Дикие и домашние животные (2 класс)


Окружающий мир. 2-й класс.
Тема: "Дикие и домашние животные"
Цель: учить классификации животных на группы; распределять животных на диких и домашних; расширять словарный запас учащихся;способствовать воспитанию любви к животным, бережного отношения к природе.
Оборудование: рабочие тетради учащихся; таблички с названиями животных; иллюстрации домашних и диких животных; выставка детских книг о животных.
1 Организационный момент Проверка домашнего задания
Тестирование “Живая и неживая природа”.
– Какой пункт лишний?
1. Солнце, погода, насекомые, песок, кувшин.2. Дождь, глина, одуванчик, лёд, облако.3. Медведь, волк, стрекоза, снег, человек.4. Пароход, карандаш, пшеница, самолёт, пальто.5. Глина – кирпич, сталь – ножницы, резина – мяч, вода – стакан.
Ответы учащиеся записывают в тетрадях. Взаимопроверка. Оценивание.
– Внимательно посмотрите на нашу выставку. Что больше всего понравилось в ней?
– Какие книги, журналы или учебники принесли вы? Чем они заинтересовали вас? Кратко расскажите.
– Отгадайте загадки и попробуйте определить тему нашего урока.
Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Он в берлоге спит зимою под большущею сосною,А когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь)
Сделал дыру, вырыл нору.Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Маленький рост, длинный хвост, Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышь)
Он в своей лесной палатеНосит пёстренький халатик,Он деревья лечит, постучит – и легче. (Дятел)
Зимой беленький, а летом серенький.Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
С хозяином дружит, домик сторожит,Живёт под крылечком, и хвостик колечком. (Собака)
Вместо хвостика – крючок, вместо носа – пятачок.Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)
С бородою, а не старик; с рогами, а не бык;Доят, а не корова; с пухом, а не птица;Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах.С большою важностью хожуИ вспыльчив, словно порох. (Петух)
Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт.Ведь траву не так легко переделать в молоко. (Корова)
Сер, да не волк, длинноух, да не заяц,С копытами, да не лошадь. (Осёл)
Очень много силы в нём; ростом он почти что с дом.У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос. (Слон)
Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
Надо мной она кружит, надо мной она жужжит.Ну и приставуха эта цокотуха. (Муха)
– О ком были все эти загадки? Каким одним словом можно объединить все отгадки? (Животные)
– На какие две группы можно разделить всех перечисленных животных? (Дикие и домашние)
– Определите тему нашего урока. (Ответы детей)
2 Новый материал
– Каких животных мы называем домашними, а каких – дикими? Почему?
Сообщения подготовленных детей о домашних животных
Лошади
60 миллионов лет назад жила на земле первобытная лошадь – гиракотерий – существо ростом с небольшую собаку. Табуны диких лошадей населяли степи Земли. Теперь почти все дикие лошади вымерли. Остался только один вид – лошадь Пржевальского, но её можно встретить лишь в зоопарках мира. Одомашнена лошадь была не менее 6 тысяч лет назад. В настоящее время насчитывается более 100 различных пород. Это и скакуны, и тяжеловозы, и декоративные лошадки – пони. В последние десятилетия в разведении возникло увлечение мини-пони. Отдельные представители этих пород достигают в высоту всего 38 см и, стоя под брюхом у дога, едва достают кончиками ушей до тела огромной собаки.
Свиньи
По своим нравам, по характеру, по неразборчивости в пище домашние свиньи очень походят на диких. У них слабое зрение, но острый слух и чуткое обоняние.  Свиньи прекрасно ориентируются даже на незнакомой местности. Раньше рыбаки использовали эту её способность. Свинью брали с собой в лодку, и если возвращались домой в туманную погоду, выпускали животное за борт. Свинья безошибочно плыла к берегу, а рыбаки за ней.
Кролик
Кролики очень чистоплотны, и при хорошем уходе запаха и грязи от зверька не будет. Кролик – животное очень подвижное и любознательное. Всякий предмет ему нужно не просто обнюхать, но и попробовать на зуб.
Индейка
Индюки приносят очень большую пользу. В огороде они клюют колорадского жука, которого не едят другие птицы; щиплют мокрицу между грядками и с удовольствием едят другие сорняки. При этом птицы ничего вокруг не портят – не роют землю, не топчут растений. Правда, они не равнодушны к капусте. В саду индюки с удовольствием клюют падалицу яблок, груши и сливы. Но больше всего они любят “земляную грушу”. Индюк – очень драчливая птица. Замечено, чем ярче окрашен самец, тем он драчливее. Во время драки индюки принимают угрожающие позы – взъерошивают перья, наливают кровью “серёжки”. Среди индюков принято лежачего не бить, поэтому тот, кто лёг на землю, вытянув шею, считает себя спасённым от дальнейшей расправы. Зло шипя, противник ходит вокруг да около, но снова напасть не решается.
Слоны
Слоны издавна считаются надёжными помощниками человека. Они послушны, кротки и терпеливы. В Индии и странах Азии слоны выполняют работу подъёмного крана, трактора, средства передвижения, а некоторые слоны даже ухаживают за маленькими детьми, исполняя роль заботливой няньки. Слоны пашут, собирают фрукты и хворост для костра, перевозят на себе людей. На лесопильнях таскают брёвна, подают их под пилы, штабелями укладывают распиленные доски. В общем, без прирученного слона не обходится ни одна работа.
 
Страусы
Страусов разводят на специальных фермах. Получают от страусов яйца, массой полтора – два килограмма каждое, и мясо. Но больше всего ценятся страусиные перья. Самые красивые используются в качестве украшений, а из более дешёвых делают метёлки для смахивания пыли. Верблюд
Верблюд может обходиться без питьевой воды от 8 до 12 дней, иногда даже больше. Это животное может пить не только пресную, но и солёную воду, непригодную для других животных. На водопое залпом верблюд может выпить 60 – 100 литров. Рассердившись, верблюд “плюёт” в обидчика густой и липкой слюной. Напившись, он может окатить водой с ног до головы, как из ведра. Поэтому дразнить верблюда не нужно, а подходить к нему следует осторожно, сбоку. Живут верблюды до 30 – 35 лет.
Сообщение учителя
Большинство животных проживают в лесах. Они получили название - дикие звери. Многие из них - это опасные хищники, объекты промысла и разведения, а также милые и совсем безобидные обитатели всех уголков Земного шара. Но всех их объединяет одна цель – выживание, за которую они постоянно борются.
Домашние животные - это животные, которые проживают вместе с человеком, который их содержит, предоставляя пищу и кров. Часть этих зверей приносит людям непосредственную материальную выгоду и пользу, например, является источником пищи (мясо, яйца и молоко), материалов (шерсть), или выполняет рабочие функции (охрана, перевозка грузов, сельскохозяйственные работы). Другая большая часть - это животные-друзья, которые доставляют удовольствие хозяину, занимают его досуг и с которыми можно общаться.
На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с целенаправленным уничтожением его представителей в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на их среду обитания. По этому главной целью человечества является охрана диких зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные Книги всех государств.
Классификация животных (карточки)
– Распределите животных в два столбика: домашние и дикие.
косуля лиса свинья кролик
медведь рысь страус слон
тигр бобр пчела верблюд
лось крот пудель индюк
олень лошадь котёнок овца
оса собака корова теленок
3 Итог урока
– На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?– Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими?