Презентация, посвященная Амет-Хану Султану


«ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ»К 95-летию Амет-Хана Султана - бесстрашного бойца, непревзойденного летчика-испытателя и летчика-истребителя, дважды Героя Советского СоюзаПрезентацию подготовили ученицы11 классаМБОУ «Ленинская школа»Красногвардейского районаВоеводкина Алина Юрьевна,Говорун Яна ЮрьевнаРуководитель: Мамбедиева Л.З.22.10.2015г. Мальчишка с царским именем – босой.У моря жил - мечтал достичь небес - Вот парадоксы жизни непростой.Алупка старая! Родился, вырос здесь. Амет в сезон курортников водил К вершинам Бедене-Кыр и Ай-Петри. И там в горах, наверное, решил Пилотом стать - летать подобно ветру.Е.Макарчук .И вот сбылась мечта! Орёл – лети!Но тут война, смертельная рулетка,Запутала все планы, все пути:Реальный бой серьёзней, чем учебка. На русский Ярославль враги идут.Подбитый юнкерс пал, как чёрный ворон. Спасибо, друг надёжный, парашют Не подкачал: он за штурвалом снова. Е.Макарчук «Летчик-истребитель должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью, умением изменить во время скоротечного воздушного боя наиболее эффективный тактический прием, чтобы наверняка сразить противника» Амет-Хан Султан С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля. В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина. ТехникаИ-153 - начальный период Великой Отечественной войны Hurricane Mk IIB - самолет, на котором лётчик одержал первую победу и воевал до лета 1942 годаЯк-1, Як-7А - 1942-1943 годы P-39 "Аэрокобра" - самолет лётчика времен боёв за освобождение советской Украины в 1943-1944 годах Ла-7 - завершающий этап войны И-153HurricaneЯк-1Р-39Ла-7 603 боевых вылета152 воздушных боя30 сбитых самолетовпротивника и 19 в группе,при этом дважды его самолет горел. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино.1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. ПОСЛЕВОЕННАЯ КАРЬЕРАВ 1949 году ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года — второй класс, а уже в сентябре 1952 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В конце 1949 года Амет-Хан Султан выполняет первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. В 1951—1953 годах Амет-Ханом Султаном были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Самолёт-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа «воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Амет-Хану Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени. Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.И орлу покорилось небо,Сыну Крыма и Дагестана.Помнят все, кто и где бы ни был,Про полёт Амет-Хана Султана! Б.Гусаева Награды:2 медали «Золотая Звезда»;3 ордена Ленина;4 ордена Красного Знамени;Орден Александра Невского;Орден Отечественной войны 1 степени;Орден Красной Звезды;орден «Знак Почёта»;медали. Музей Амет-Хана Султана в Алупке Город, о, как ты мне дорог,По тебе скучаю я, Алупка моя! Горы твои, сады-дорогиКрасивее всех садов и дорог.Подобной красоты яНигде найти не мог.Город, в котором родился я, Красивая Алупка моя!Люблю твои скалы,О, Черное море мое.Песню свою я, друзья, Пою для вас.В красивом парке АлупкиМесто найдется и для вас.О, Алупка моя любимая!Я горжусь всегда тобоюИ хочу, чтобы ты, Алупка,Вечно гордилась мною!Амет-Хан Султан