Урок по русскому языку на тему: Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения.


Конспект урока по русскому языку.
Тема урока: «Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения».
Класс: 10 «А».
Учитель: Габбасова Э.Р.
Цель: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлекать внимание; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Задачи:
Образовательные: учить применять необходимые для данной ситуации общения этикетные слова и выражения.
Коррекционно-развивающие: развивать и корректировать мышление на основе построения высказываний, умения задавать уточняющие вопросы, формулировки простых выводов.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь к вежливым словам, к нормам речевого этикета.
Оборудование: презентация, карточки для групповой и самостоятельной работы
Оборудование: презентация, схемы, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
-Какое сегодня число? (Двенадцатое октября).
-Верно, спасибо.
Актуализация знаний.
- Что мы сейчас делали? (общались)
- Что мы использовали при общении? (речь)
- Для чего нужна человеку речь?
- Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Зачем человеку нужна устная речь? письменная речь?
- Что красит нашу речь? (красивые, добрые, вежливые слова)
Слово учителя:
А) ознакомление с темой и целью урока.
- Ребята, как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).
- Тема нашего урока: «Вежливые слова. Тема упражнений: Культура общения».
-Открываем тетради, запишите число, классная работа.                                             
Б) знакомство с лексическим значением слова.
- Что такое вежливость?
- Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. (слайд 2).
Слово учителя о приветствии:
–Наш урок мы начали с приветствия. Приветствие – важный знак речевого общения….
Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте!»
Была когда-то добрая традиция у русских людей: приветствовать каждого, даже незнакомого человека. Слова-приветствия, как и любые другие, — это не пустые звуки. Не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля «здравствуйте» и «здоровье» помещены в одной словарной статье. Здороваться означает желать человеку самого главного — здоровья. Этот прекрасный русский обычай и лег в основу стихотворения В. Солоухина.
-чтение отрывка стихотворения ученицей (читает Иневаткина Кристина):
Здравствуйте!
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте!—
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.
Работа со схемами (на доске схема):
кому
о ком, о чем
Кто говорит где
когда
почему
зачем
- Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.
- Стоит изменить только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула.
Посмотрите на другую схему:
Кому приятелю Привет! Салют!
Учителю Здравствуйте!
Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения,
 Вы – на уважение и большую формальность в разговоре.
Цель прощание пока, до свидания
Благодарность спасибо
Извинение простите, пожалуйста

Вечером Добрый вечер!
Когда Поздно вечером Спокойной ночи!
Днем Добрый день!
Стихотворение «Добрые слова» читает ученица (Юлдашева Алина):
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
(О.Дриз)
-Значит, есть формулы приветствия, которые следуют употреблять в различных ситуациях в зависимости от времени суток. И не только… Взгляните на эту таблицу.
ФИЗМИНУТКА (под песню «Про вежливые слова выполняют за учителем физические упражнения)
Работа по таблице: (слайд 3)
Формулы Употребление
Здравствуйте! В любой ситуации
Доброе утро! Приветствие утром
Добрый день! Приветствие днем
Добрый вечер! Приветствие вечером
Привет! Непринужденное, дружеское, употребляется хорошо знакомыми людьми, чаще среди молодежи
Здорово! Дружеское, грубовато-сниженное
Я Вас приветствую!
Мое почтение! Официальное, употребляют люди старшего поколения
Словарный диктант (слайд 4):
Доброе утро, добрый вечер, добрый день, спокойной ночи, спасибо, пожалуйста, до свидания, извините….(записывают в тетради)Речевые ситуации: (слайд 5)
А) мальчик звонит заболевшему другу
Б) девочка ошиблась номером.
Вывод: помните, ребята, о том, что доброжелательная улыбка, интонация, мимика тоже играют важную роль при общении.
8. Работа в группах (слайд 6-9):
- В русском языке есть слова-приветствия, слова-прощания, слова-извинения…
Работа над письменным речевым этикетом: (слайд 10-12)
А) знакомство с особыми словесными выражениями.
Б) письменное поздравление друзей или родных.
Самостоятельная работа. (1 столбик-Заец Максим, 2 – Юлдашева Алина, 3 столбик- Иневаткина Кристина)
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
Вывод: Говорить людям приятное – самому приятно.
Домашнее задание.
- Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.
- Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости? А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости». Это задание на дом.
Анализ изречения В.Кодухова:
«Слово - одежда твоих мыслей. Пусть слова твои будут всегда красивыми и ясными, а мысли добрыми и разумными».
- Пусть эти слова станут для вас напутствием в дальнейшей вашей жизни.
- Урок окончен, до свидания.
РЕЗЕРВ.
Внимательно посмотрите, прочитайте текст. Впишите в пустые клетки пропущенные буквы. Сейчас мы узнаем, что говорит вежливый человек, когда обращается к кому-нибудь с просьбой. И ещё мы узнаем, какие слова говорит вежливый человек, когда благодарит кого-то, обидел кого-то, приветствует или прощается.
Слова-карточки (для каждого ученика).
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда приветствует кого-то, говорит:
да с в е
рт
де у дйдьдйв ч Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек в ответ на извинение говорит:
но с шо
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда прощается, говорит:
дс я
о до в пйв о дВпишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда благодарен, говорит:
а юа о
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда обращается с просьбой, говорит:
б дье дыж йа
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, случайно обидев кого-то, говорит:
и е
Ответы (для проверки):
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда приветствует кого-то, говорит:
здра в с т в у йт е
при в е т
до б ро е у т ро
до б рыйде ньдо б рыйв е ч е рВпишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек в ответ на извинение говорит:
ни ч е г о с т ра шно г о
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда прощается, говорит:
до с в и да ни я
по к а
до в с т ре ч и
про щ а йт е
в с е г о до б ро г о
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда благодарен, говорит:
б л а г о да рюс па с и б о
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, когда обращается с просьбой, говорит:
б у дьт е до б рыпо ж а л у йс т а
Впишите в пустые клетки пропущенные буквы.
Вежливый человек, случайно обидев кого-то, говорит:
и зв и ни т е
Приложение.
Здравствуйте!
Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте!—
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.