Обобщение опыта работы по теме: «Поисково-исследовательская деятельность школьников как один из аспектов технологии личностно-ориентированного обучения».

Системно-деятельностный подход
в обучении истории и обществознания

Обобщение опыта работы по теме:
«Поисково-исследовательская деятельность школьников как один из аспектов технологии личностно-ориентированного обучения».

Кульпина И.Н., учитель высшей квалификационной категории
МБОУ Большетумановская ОШ

Новейшие отечественные разработки и проекты системно-деятельностного подхода базируются на идеях развивающего обучения.
В основе наиболее распространенного традиционного обучения (ТО), предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Формулу этой теории можно представить так:

Традиционное обучение:
обучение естественное развитие = зона актуального развития

В 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее. Оно базируется на зоне ближайшего развития ребенка

Инновационная модель обучения
(Л.С.Выготский, теория развивающего обучения):
развитие обучение = зона ближайшего развития

Важный этап разработки теории развивающего обучения и внедрения ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии развивающего обучения, по В.В. Давыдову, является теория учебной деятельности. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. Таким образом, формула Л.С. Выготского (развитие обучение) дополнилась третьим звеном – «деятельность» и приобрела следующую структуру:

Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов):
развитие деятельность обучение

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова успешно применяется в начальном звене общеобразовательных школ России. Она позволила нашим исследователям разработать деятельностный подход (принцип), который применяется в развивающем обучении.
Суть этого подхода может быть выражена в свернутой, до предела сжатой формуле как «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».
Начальная школа:
деятельность личность
В средней школе, на более зрелых этапах формирования личности, адекватной подростковому возрасту становится противоположная функция указанной связки, иллюстрирующей деятельностный подход: личность деятельность.
Средняя школа:
личность деятельность
Указанный переход вполне согласуется и со школьными программами. Если в начальной школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук, представляемых учащимися как комплекс учебных предметов. В среднем и старшем звене школы изменяется соотношение предметной и умственной деятельности ученика. На первый план начинает выступать умственная деятельность. Все чаще учителя обращаются к классу: «Прежде, чем решать эту задачу нужно подумать ... Ты хорошо подумал?».
В таких условиях деятельностный принцип, ограниченный в начальных классах преимущественно предметной (практической) деятельностью, потребовалось преобразовать в личностно-ориентированный, более эффективный и отвечающий среднему звену. Он базируется на единстве сознания, деятельности и личности.
Методическая система развивающего обучения, пригодная для реализации в средней школе, опирается:
в теории – на системную организацию окружающего мира,
в методике – на системный подход (принцип) при его изучении,
и на учебную деятельность школьников в педагогической практике.

системы системный подход деятельность

Объединение их позволило определить подход, составляющий ее основу, как системно-деятельностный. Собственная УД школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
На современном этапе работы школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.



Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.


Умения и навыки для решения исследовательских задач:

видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
Овладение этими важными умениями и навыками – залог успешности детской познавательной деятельности.

Выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).
3. Умения работать с информацией ( виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текса: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, формулирование вывода, логика изложения)
4. Умения представить результаты своей работы (форма представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).


Использование принципов системно-деятельностного подхода я прослежу на примере поисково-исследовательской работы на базе школьного музея и туристско-краеведческой экспедиции «Край родной – Туманово». Ее цель – формирование патриотизма и развитие интереса к исследовательской работе.
Наш музей был открыт 29 октября 1969г. Его основатель – учитель истории, ветеран войны Владимир Васильевич Лаптев.
За последние несколько лет работы музея у нас не было недостатка в темах для поисковых заданий, энергия и естественная любознательность детей были направлены в исследовательское русло. В 2001 году стартовала туристско-краеведческая экспедиция «Край родной – Туманово». Начало было положено археологическими раскопками, которые провел на берегу р.Теша преподаватель пединститута Владимир Николаевич Мартьянов.
В течение учебного года каждый класс выполняет поисковое задание. Задания могут быть различной тематики, характера исследования, уровня сложности. Это встречи с интересными людьми, работа с документами, экологические исследования. Школьники изучают историю своей «малой Родины» по воспоминаниям очевидцев и участников событий, ветеранов войны, тыла и колхозного движения, в своих работах рассказывают об уважаемых людях села, которые делами своими творят его историю.
Поисково-исследовательская деятельность – процесс творческого взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
В мае проходит итоговая конференция, на которой ребята представляют результаты своей работы: это отчеты об исследованиях, биографии наших земляков, ветеранов войны, бывших учителей и учеников, рассказ о традициях и обычаях нашего села в форме костюмированных выступлений. Здесь находит свое выражение творчество детей, учитываются их индивидуальные и возрастные особенности. При защите работ на итоговой туристско-краеведческой конференции школьники приобретают опыт краткого, четкого и логичного изложения материала.
Накоплен материал за несколько лет, школьный музей пополнился работами детей по направлениям:
Старинная и памятная вещь в нашей семье.
Судьба семьи в истории страны.
Старинные обряды.
Летопись села.
Пионерское детство и комсомольская юность наших родителей.
Улицы Туманова.
Из истории школы.
Из истории Покровской церкви.
Литературное Туманово.
Спортивное Туманово.
Судьба села в лицах.
Имена в истории села.
Мое село на страницах печати.
Военные дороги земляков.
Листая истории славной страницы
(Тумановская школа на Посту №1)
Заглянем в историю вместе.
(учителя и ученики нашей школы – фронтовики).

Разработаны правила сбора краеведческой информации, оформления работ. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами музея.

Подлинное творчество, в какой бы деятельности оно ни находило свое выражение, свойственно натурам ищущим, требовательным, неравнодушным в первую очередь к судьбе своего села.
Наши ученики ежегодно представляют свои работы на районные краеведческие чтения «Моя малая Родина», участвуют в районных и областных краеведческих конкурсах, в газете «Арзамасская правда» было напечатано несколько статей учеников о выдающихся людях села Большое Туманово.
Юные исследователи участвуют в районных и областных краеведческих конкурсах и занимают призовые места, получают опыт подготовки выступлений на большой аудитории.
Многие участники краеведческих исследований в районе – теперь уже студенты. Все они, по их отзывам, получили опыт навыков исследовательской деятельности еще в школе, и это помогает им в учебе, в работе над рефератами и курсовыми.
Поисково-исследовательская деятельность дает возможность пополнить фонды музея. За последние годы в инвентарной книге зарегистрировано более пятидесяти новых экспонатов. Подзор и занавески с вышивкой, старинные платки, кованые гвозди, берестяной туесок, фотографии студии начала прошлого века, самодельное колечко, коромысло, паспорт колхозника, сигнальный семафор, работающий на керосине и многое другое.
Может быть, поисково-исследовательская деятельность позволит нам растить гражданина именно на примерах жизни своей семьи, односельчан, их нелегкого сельского труда и быта.
Собранный материал, преобразуется в новые экспонаты музея, включается в экскурсии, используется на уроках и классных часах. Собранный материал преобразуется в новые экспонаты музея, включается в экскурсии, используется на уроках и классных часах. Важное преимущество в организации туристско-краеведческой экспедиции состоит в том, что эта работа позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Уже несколько поколений школьников являются экскурсоводами музея.
Туристско-краеведческая работа содействует развитию желания у школьников вносить свой вклад в общее дело, проявлению у большинства из них творческой активности.

Поисково-исследовательская работа:
Прививает навыки творческого мышления;
Учит самостоятельному поиску информации;
Развивает и углубляет знания учащихся, расширяет кругозор;
Развивает познавательные интересы и способности;
Содействует развитию общественной активности;
Учит работать в команде;
Помогает школьникам приобрести опыт краткого, четкого и логичного изложения материала;
Дает базу для результативного участия в районной краеведческой исследовательской работе.

Поэтапно от личности ребенка идет изучение истории семьи, школы, села, края в контексте истории страны.
Все это дает возможность сделать вывод о том, что:
в поисково-исследовательской деятельности прослеживается проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся.




















Заголовок 315