Педагогическая статья на тему Объект учительского труда

Тема: Объект учительского труда.
Вступление
Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:

Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.
И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.


В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?!

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.
Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.
Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.
Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.
Рис. 1





5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».


Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Еще на одна особенность труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.
Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности


























В известных произведениях В. А. Сухомлинского - "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну" поднимаются актуальные проблемы воспитания ребенка, подростка, юноши.

Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать" [с. 322] '.
Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. "Важнейший источник воспитания чувств педагога - это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ" [с. 22]. В книгах "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина" и "Письма к сыну" проблема воспитанника занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой - те социально - общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. "Детство, - писал он, - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь" [с. 22]. Третья составная часть воспитательного процесса - коллектив - предстает в трилогии в своем непрерывном развитии. В "школе радости" педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В "Рождении гражданина" раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно - политического, трудового и нравственного воспитания и в конечном итоге становится основой новых, коммунистических отношений. В. А. Сухомлинский утверждает, что "воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди" [с. 395].
Выделив и обосновав важнейшие слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство, воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по - настоящему диалектична, как и вся педагогическая система В. А. Сухомлинского. Учебно-воспитательный процесс происходит в школе.
Сухомлинский исследовал механизмы познания - мотивы, эмоции, стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. "Для ребенка, - писал Сухомлинский, - конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой" [с. 65].
В. А. Сухомлинский проанализировал все типы педагогически значимого общения, затронул многие аспекты содержания процесса общения ребенка с природой, с окружающим миром, с произведениями искусства, охарактеризовал принципы общения детей с педагогом, в коллективе и друг с другом, с представителями старшего поколения - дедушкой и бабушкой, отцом и матерью. "Тонкость чувств, - писал Василий Александрович, - воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми..." [с. 512]. При этом идею педагогического общения он рассматривал в единстве с деятельностью, с практикой. Сухомлинский характеризует деятельность воспитателя как педагогически организованный процесс, направленный на формирование у ребенка системы отношений к миру, к обществу и к себе. Для успешной реализации всех условий воспитания - активного познания, эмоционального переживания, общения и деятельности - В. А. Сухомлинский специально организовывал так называемые "эмоциональные ситуации" (которые трактует как педагогические).
. " Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально - моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей" [с. 436
Цель всей педагогической деятельности Сухомлинский, видит в воспитании всесторонне развитой гармонической личности, в расцвете всех ее сторон, полном в той мере, в какой уровень развития производительных сил, общественных отношений и воспитания делает это возможным.
"...Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям" [с. 35 - 36], - писал Сухомлинский.
. "Надо пойти с детьми к живому источнику мысли и слова, добиться того, чтобы представление о предмете, явлении окружающего мира вошло через слово не только в их сознание, но и в душу и сердце. Эмоционально - эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки - вот в чем животворный источник детского творчества" [с. 177].
"Гармония педагогических воздействии" нашла свое отражение в своеобразных, подсказанных педагогу практикой и детьми формах организации учебно-воспитательной деятельности, в которой соединились воспитательные цели и их творческая, поэтическая трактовка.
"И самое главное, на чем всегда будет; держаться человек - его ум, совесть, человеческая гордость - это то, что он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего" [с. 490].




























15