Обобщение опыта работы по теме Система работы по повышению эффективности историко-обществоведческого образования школьников на основе личностно-ориентированного подхода

МОУ СОШ № 3 села Прасковея




Система работы по повышению эффективности историко-обществоведческого образования школьников на основе личностно-ориентированного подхода


Из опыта работы
Масаловой Татьяны Алексеевны,
учителя истории высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 3 с. Прасковея Буденновского района




2014 год
Система работы учителя – это специальное, организованное, целенаправленное, компетентностное взаимодействие педагога и обучающихся, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Моя система разработана на основе приоритетов, которые определены:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года № 2783;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
- Методическими рекомендациями МО СК по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края.

Жизнь выдвинула перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы потребностям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня педагогика обращается к личности учащегося, анализу процессов, влияющих на ее формирование. Школа провозглашается школой развития и саморазвития, в которой большое значение приобретают новые подходы к содержанию личности, внедрение в практику развивающих технологий, применение психологической диагностики.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигалась задача формирования молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Прошедший учебный год прошел под флагом модернизации общего образования. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Особое внимание я уделяю приоритету развития у будущих граждан: чувства патриотизма, любви к своей стране, воспитания гражданской активности.
Поэтому в основе системы работы лежит идея гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В моей системе работы учителя просматриваются идеи отечественных, российских и зарубежных педагогов: Г.К. Селевко (технология развивающего обучения), Т.И. Гончаровой (идеи гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории), Якиманской И.С. (личностно-ориентированное обучение), А. Гина (технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке), Выготского Л.С., Роджерса К (идея самореализации собственного опыта), Элькониной Д.Б., Давыдова В.В., Занкова Л.В. (всестороннее развитие личности).
Идеология поликультуры, мира, согласия, ненасилия, права, достоинства, гуманизма, демократизации современного российского общества являются философской основой моей системы.
Цель системы
формирование исторического сознания учащихся как основы в становлении гражданина и патриота России;
формирование у учащихся системных знаний, раскрывающих исторический путь развития человечества, способствующих развитию личностных, ценностно-смысловых, коммуникативных компетенций школьников;
формирование функционально грамотной личности: самостоятельной, познающей, умеющей жить среди людей.

Таким образом, преподавание истории, раскрытие исторического образования, поставили передо мной ряд задач:
1. воспитывать ценнностно-ориентированную личность со сформировавшейся гражданской позицией;
2. сформировать у учащихся представление о многомерности изучения истории, альтернативности развития исторического процесса;
3. развивать у учащихся навыки творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа, собственного жизненного опыта.
1 ноября 2013г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества, состоявшемся в Российской академии наук под председательством Сергея Нарышкина, подведены итоги работы над концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал важнейшей задачей массового исторического образования формирование патриотизма и гражданственности. Директор Института всеобщей истории, руководитель рабочей группы Александр Чубарьян заявил, что в концепции преподавания отечественной истории «наша главная цель была молодому поколению привить чувство гордости за свою страну, уважения и понять на опыте истории свою меру ответственности, каждого человека, каждого российского гражданина за всю историю страны, за её прошлое, как это было, а сегодня – за её настоящее и за её будущее».
Принципы моей системы работы:
осознанность обучения – ученик должен чувствовать, что он должен знать, чему научиться и зачем.
диалогичность - т.к. образовательный процесс строится на диалоге учителя и ученика;
субъектность обучения – способ учебной работы должен быть таким, чтобы отражать субъективную переработку учениками программного и дополнительного материала;
вариативность форм и содержания учебного материала: организация учебного материала предполагает возможность выбора, поэтому особое внимание обращается на содержательную сторону урока.

Основу моей системы работы составляют субъекты образовательного процесса в триаде: Ученик-Учитель-Родители.
Исходя из принципов, строится содержание, определяются приемы и методы моей педагогической практики. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Они направлены главным образом на раскрытие ключевых компетенций: ценностно-ориентационной; учебно-познавательной, коммуникативной, информационно-технологической.
В научный фундамент своей педагогической модели я положила несколько созидающих приемов ведущих российских дидактов:
В.Ф.Шаталов: «Эффект соленого огурца» (не можешь – научим, не хочешь –приохотим).
Ш.А.Амонашвили : « Воспитание с тыла».
В.А.Караковский: «Обучение без принуждения» (возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного). «Педагогика сотрудничества».
Якиманская И.С. - личностно-ориентированное обучение
Известно, что положения теории можно перевести в плоскость педагогической практики посредством технологии. Для меня такой технологией является технология личностно-ориентированного обучения. Такое обучение, по мнению Якиманской Ираиды Сергеевны, одного из основоположников личностно-ориентированного подхода, ставит перед учителем несколько задач:
1) максимально выявить индивидуальный опыт учащегося;
2) развить способности каждого ребенка;
3) помочь ученику познать себя, самоопределиться.
Для решения первой задачи – максимального выявления и использования индивидуального опыта учащегося, на уроках истории составляются комплект-пакеты. Это наборы заданий, в составлении которых принимают участие и ученики, помогают восполнить вакуум в средствах наглядности, источников, помогают в организации проблемного урока, восприятию яркой образной истории.
Решая следующую задачу, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, я использую личные наработки. Задания и приемы работы с историческими документами, художественным текстом помогают развивать речевые, аналитические, исследовательские, познавательные умения и навыки. А также приобщают школьников к высоким идеалам отечественной истории, и создают тем самым представления об общемировом значении России в мировом контексте.
Современные технические возможности в области преподавания: использование компьютерных технологий, видео и аудио материалов, позволяют мне шире применять новейшие методы обучения истории. Работа над темой по самообразованию помогает мне реализовать третью задачу. Подготовка учащимися творческих, исследовательских работ, проектов, электронных презентаций является способом реализации ученика как личности, помогает его самоопределению.
Средствами достижения целей стало использование приёмов и методов современных образовательных технологий:
Технологии модульного обучения
Технологии здоровьесберегающая
Технологии проектного обучения
Технологии учебной деловой игры
Технологии проблемного обучения
Технологии развития критического мышления
Технологии проведения учебных дискуссий
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) и др.
Внедрение современных образовательных технологий позволяет:
изменить микроклимат в школе, уменьшить число конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;

изменить профессиональную позицию педагогов – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в классе;

создать воспитательную систему в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе, самостоятельности суждений в дебатах и дискуссиях;

повысить качество знаний учащихся.

Итак, современного учителя характеризует умение отойти от шаблонов педагогической деятельности и перейти к самостоятельному конструированию учебно-воспитательного процесса. Это побудило меня к созданию собственного конструктора уроков истории, на основе работ А.Гина. Конструктор отображает многообразие приемов и видов деятельности, как учителя, так и ученика, на любом этапе урока. Приемы могут варьироваться и переходить с одного этапа на другой.
Всем известно, что диалог учителя и ученика главным образом приходит на уроке. Привлеченные педагогические технологии реализуются также через урок. Возникший успех при определенном моделировании хода урока пробуждает желание повторить порядок работы, а это в конечном итоге создает однообразие. Очень тонко подметил Л.Н. Толстой «Учитель невольно стремится к такому способу преподавания, который удобен ему. Чем этот способ удобен учителю, тем он не интересен ученикам». Разнообразить урок, обогатить его различными формами работы помогают мне некоторые методические приёмы. Один из них - конструктор урока, чередование компонентов которого обесточивают вариативность и комфорт при подготовке.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В конструкторе сочетается методологическая основа урока (вертикаль) с дидактической работой учителя (горизонталь). Горизонталь возрастает в зависимости от опыта, синтеза различных методик, самообразования.
Таким образом, такое конструирование любого урока обеспечивает условия Обучения, Объяснения, Оповещения, Озадачивания, Обсуждения, Опрашивания, Оценивания. Для учителя получается «великолепная семерка».
Таким образом, в ходе преподавания истории, я как учитель стараюсь выступать в роли:
транслятора исторического опыта человечества и личного субъектного исторического мировоззрения;
организатора межличностного взаимодействия в познавательной и коммуникативной деятельности;
двигателя гражданско-патриотических преобразований в становлении индивидуальности учащихся.
А ученики, соответственно, как:
носители субъектного исторического опыта,
субъекты учения и коллективной мыслительной деятельности,
источник личностного развития каждого и всех.
Урок - та учебная ситуация, та "сценическая" площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно-ориентированный урок.
В чем же преимущества личностно-ориентированного урока перед традиционным?

Традиционный урок
ЛОУ

Содержание и структура дидактического материала
Материал однотипен
Задачи и упражнения по образцу
Материал практически не отражает различные источники информации, не стимулирует к самообразованию
Доля творческих заданий очень мала
Преобладают проблемы, неоднозначные задания
Имеется специальный вид материала: справочно-информационный, самообразовательный
Большое количество творческих заданий
Используется материал на различные виды взаимодействия учащихся (парная, групповая, индивидуальная)

Доступность материала для ученика
Право выбора материала принадлежит учителю
В классе материал недоступен детям
Ученики редко привлекаются к изготовлению дидактического материала
Право выбора вариативного дидактического материала принадлежит ученику
Материал всегда находится в распоряжении детей
Ученики являются соавторами учителя в разработке материала и участвуют в его изготовлении
вариативность образовательной среды урока
использование субъектного опыта ребёнка
создание на уроке проблемных ситуаций
организация на уроке диалога и полилога
вариативность домашнего задания

Деятельность учителя и учащихся на уроке с личностно- ориентированной направленностью:
Технологические показатели урока
В деятельности и поведении учителя
В деятельности и поведении учеников

Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель предлагает ученикам высказаться по содержанию обсуждаемой темы
Свободно, без боязни выражают свое мнение


Учитель выявляет личностные смыслы учащихся по поводу поступающей учебной информации
Свободно, без боязни выражают свои эмоции


Учитель «подталкивает» ученика к проговору способа своей учебной работы
Предлагают разные способы выполнения учебного задания


Учитель обращается к знаниям и опыту учеников по обсуждаемой проблеме
Предлагают к изложе-нию известные им факты, знания, случаиД° из жизни

Создание на уроке ситуаций выбора и успеха
Обсуждаются ситуации нравственного выбора
Демонстрируют, обнародуют свои творческие работы


Предлагаются разноуровневые задания
Выражают друг другу поддержку, дают позитивную «обратную связь»


Используется рейтиноговая система оценивания тех или иных видов деятельности
Проявляют высокую работоспособность


Выражается поддержка учащимся, имеющим трудности в освоении материала
Демонстрируют уверенное поведение

Введение учащихся в диалог
Учитель инициирует, поддерживает, поощряет высказыва-ния учеников
Задают интересующие их различные вопросы



Учителем ставятся проблемные вопросы
Проявляют активность в обсуждении проблемы


Излагаются разные точки зрения по обсуждаемому вопросу
Выражают точки зренияразных авторов

Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности

Безоценочное обсуждение мнений учеников (в том числе и ошибочных)
Работают над заданием в парах и группах



Время фронтальных методов работы незначительно
Свободно владеют разными видами самоанализа


Часть своих функций учитель перепоручает ученикам
Умело осуществляют взаимоконтроль


Функция учителя не авторитарная, а рекомендательная, консультационная
Умеют распределять «роли» в групповой работе, оказывают взаимопомощь


При системном подходе к обучению истории субъекты и объекты этой системы неразрывно связаны между собой. Выстроенная таким образом система, организует мою педагогическую деятельность на достижение положительных результатов и реализации поставленных задач.
У меня сложилась собственная модель мониторинговой деятельности по направлениям:
- определение уровня владения учащимися основными мыслительными
операциями;
- рейтинг предметов;
- рейтинг учителя;
- реализация жизненных сценариев выпускников;
- 3- минутный тест;
- стандартность мышления;
- тип мышления;
- % качества, обученности;
- контрольные срезы знаний.
Это позволяет мне рефлексировать свою педагогическую деятельность, отслеживать динамику достижений воспитанников.
Анализируя результаты своей деятельности за последние 3 года, я вижу, что общая успеваемость по истории и обществознанию составляет 100%, качественная – на уровне 60% по истории и 71% по обществознанию. Кроме этого мои учащиеся достойно выступают на районных предметных олимпиадах: в 2009-10 учебном году Сергушина Татьяна (11кл.) стала победителем районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, Бутенко Дарья (10кл.) – победитель по обществознанию, Фролова Дарья (10кл.) – призер по праву, в 2010-11 учебном году Пряникова Юлия (11 кл.) – призер по праву, в 2011-2012 уч.году – Максимова Анжелика (10кл.) – призер по праву, в 2012 - 2013 уч.году – Максимова Анжелика (11кл.) – призер по праву, в 2013-14 уч. году Береснева Ирина (9кл.) стала призером по истории, обществознанию и праву, в 2014-15 уч. году Масалова Валерия (8 кл.) и Береснева Ирина (10 кл.) стали победителями по истории, Бондаренко Елена (9 кл.) - призер по праву и Бескровная Ксения (9 кл.) – призер по истории. В Международном дистанционном конкурсе по истории Дипломом 2 степени награждена Кочарыгина Дарья (9 класс); в Международном дистанционном конкурсе по обществознанию Дипломом 1 степени награждена Береснева Ирина, (9 класс); Миронов Алексей (9 класс), награжден Дипломом 2 степени; Меркулов Евгений (9 класс), награжден Дипломом 3 степени; Масалова Валерия (7 класс), награждена Дипломом 3 степени; Во Всероссийской дистанционной олимпиаде по истории проекта «Инфоурок» Масалова Валерия награждена Дипломом 2 степени; во Всероссийской дистанционной олимпиаде по обществознанию проекта «Инфоурок» Масалова Валерия награждена Дипломом 1 степени.
Помогает мне разнообразить урок и технология развивающего обучения. Основными элементами урока являются:
- лейтмотивы
- интеллектуальные разминки
- эпиграф
- учебные задачи
- деятельность ученического самоуправления.
Особое внимание уделяю лейтмотиву – эмоциональному, психологическому настрою на урок. Это могут быть исторические анекдоты, весёлые истории из школьной жизни, изобретательские задачи.
Всё это, безусловно, помогает повысить мотивацию к обучению, разнообразить ход урока. Но не следует забывать, что все эти приёмы зависят от типа и вида урока. Желание пробудить интерес у ребят, помочь выработать жизненную позицию, научить видеть мир глазами исторических личностей прошлых эпох, видеть и не повторять исторические ошибки – вот не полный перечень причин, побудивших меня разнообразить виды уроков истории и обществознания. Мною отработаны технологии следующих видов уроков:
Спор с летописью (по «Повести временных лет»).
Исторический портрет («Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный»).
Урок на основе методики критического мышления.
Урок - разгадка тайны (наскальные рисунки пещеры Ляско, тайна завещания Петра I, тайна смерти Александра I).
Урок – сравнительного анализа версий.
Урок - практикум.
Путешествие («Путешествие в Россию времён Алексея Михайловича»).
Конференция.
Урок постановки и решения УЗ.
Проблемный урок:
а) «Кто виноват в развязывании «холодной войны?»
б) «Выступление декабристов - восстание или акт гражданского неповиновения».
в) «Реформы Петра I и вопрос о самобытности России».
13. Уроки соревновательного плана: «Поле чудес», «Брейн-ринг».
14. Защита творческих работ (диафильмов, творческих компьютерных презентаций и др.).
Наиболее интересные исследовательские работы, выполненные под моим руководством: «Национальные проблемы Ставрополья» (Пивнева Виктория, 2 место в движении «Отечество»), «Жизнь, отданная школе. Федор Федорович Федоров» (коллективная работа учащихся 10 «В» класса к 60-летию школы), «Свой дом мы строим сами. Семья в России» (Низовцева Екатерина, участница 3-его Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов), «История родного села» (Масалова Валерия, 1 место в районном конкурсе электронных презентаций), «Нам есть чем гордиться» (Масалова Валерия, районный конкурс к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г), проект «Сталинградская битва» (Прохорова Ирина). В 2013 – 2014 учебном году Масалова Валерия (7 класс), стала победителем межрайонной научно-практической конференции «Знай и люби свой край» в номинации «Краеведение» и она же участвовала в районном конкурсе творческих работ «Мой район – моя гордость», посвященном Дню Ставропольского края, заняв в нем 3 место.
В проектной и исследовательской деятельности участвуют не только мои ученики, но и сам учитель. В марте 2010 года я приняла участие в районной научно-практической конференции «Традиции и современность в патриотическом воспитании учащихся, в ноябре 2012 в районном фестивале педагогического мастерства «Призвание», в 2011 году в районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года» в номинации «Самый классный классный».
В 2012-2013 учебном году я участвовала и стала победителем районного этапа краевого конкурса на лучшую разработку урока для школьников – будущих участников избирательного процесса и приняла участие в краевом конкурсе, заняв там 3 место.
Мною были подготовлены в 2011 году районная конференция «Проблема защиты прав ребенка в России», а в 2013 году районный правовой турнир «Права детей – забота государства», в которых участвовали представители Буденновской межрайонной прокуратуры. Мои учащиеся в 2014 г. стали лауреатами Международного конкурса «Юридический дебют» среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, проводившегося Институтом прокуратуры Саратовской Государственной Юридической Академии.
В 2013 - 2014 учебном году заняла 2 место в районном конкурсе профессионального мастерства в номинации «Лучший учитель – 2014».
Приведу некоторые наиболее удачные приемы организации учебной деятельности учащихся. Часто рефлексию в конце урока или после важного этапа урока мы проводим формально: что понравилось? чему научились? и т.д. А можно это сделать гораздо глубже и интереснее. Например.
Шляпа мышления
белый – нейтральная информация
красный – эмоции, чувства
черный – аргументы против
синий - размышление
зелёный – изобретение, новое решение
желтый – прогноз
Я использую этот приём при анализе исторических понятий: коллективизация, перестройка, Афганская война, Карибский кризис, Великая Отечественная война.
Выходная карта:
В конце работы 3 тезиса
- самая главная мысль урока;
- вопрос, который остался после обсуждения;
- мысль, с которой учащиеся не согласны.
Оставьте за мной последнее слово!
В конце работы ребенок формулирует свою последнюю реплику, которую он сказал бы, подводя итог всему диалогу.
Маркировочная таблица:
ранжировка информации (инсерт):
V я знаю это
+ узнал новое
- не согласен
? не понял
! хочу узнать больше.
Считаю, что разнообразие методических и дидактических приёмов не приведёт к высокому качеству образования, если во главу угла ставиться образ среднего ученика. КПД педагогической деятельности будет снижаться. Стандартность, отсутствие уровневости упражнений в соответствии с природными задатками ребёнка приводит к перегрузке учебным материалом, интерес к предмету исчезает. Решаю эту проблему, создавая адаптивную образовательную среду на основе технологии дифференцированного обучения.
Исходя из принципа развивающего обучения – работа над развитием всех учащихся, понимаю, как важна реализация принципа гарантированного успеха для ребят, требующих повышенного индивидуального контроля, т.е. создание на уроках «ситуации успеха». Продумала методы, приёмы и формы работы и для них: метод ориентировки по тексту, самоконтроль по карточкам, алгоритму, наводящие вопросы, работа по ОС, ОК и др. Всё это помогает мне в создании иллюзии самостоятельности у самых слабых ребят. Положительные эмоции, комфортность – это главное на моих уроках. В 9-11 классах осуществляю уровневую профильную дифференциацию. Это тоже дает положительные результаты.
Выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащимся, интересующимся гуманитарными дисциплинами, помогает мне система дополнительного исторического образования.
- элективный курс для 9 класса «Основной закон РФ»;
- спецкурс для 8 класса «Подросток и закон»;
- спецкурс для 5 классов «Честь имею».
Огромное влияние на развитие личности оказывает региональный компонент базисного учебного плана. Краеведение – один из важнейших инструментов регионального образования, нацеливает на формирование у учащихся самосознания россиянина – жителя Ставрополья, Прикумья. Использую различные формы введения в урок краеведческого материала: рефераты на основе фондов сельского и городского краеведческого музея, задания поисково – исследовательского плана: «Город Маджар», «Версии названия села», «История родного села». Организую поездки по историческим маршрутам, экскурсии в различные музеи.
Особенно удачны для развития личности ученика внеклассные формы работы. Опыт проведения различных игр («Политический турнир между старшеклассниками и учителями школы», «Звездный час», «Колесо истории», «Умники и умницы», правовой турнир «Права детей – забота государства») показывает, что организация игровой деятельности способствует изучению материала, его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения школьников.
Воспитываю учащихся не только предметом, но и собственным примером. Определила заповеди своей педагогической деятельности:
1.Каждое дело творчески, а иначе – зачем?
2.Что отдал, то твоё, что схоронил – то пропало.
3.Школа – родной дом. Дорожу крышей дома своего, даже если она
протекает.
4. Не выживать, а развиваться.
5. Плыву, не как ветер дует, а как парус поставлю.
Жизненным девизом для меня стали слова японской пословицы: «Сделай все, что можешь, а в остальном положись на судьбу».
И вот так, с оптимизмом, творчеством, постоянно повышая свою квалификацию через курсы повышения квалификации, участие в методических семинарах и педсоветах, обмениваясь опытом с коллегами на школьном и районном методических объединениях, вэбинарах, я иду к детям из урока в урок со своей книгой, со своим знанием, со своим переживанием, со своими мыслями, потому что иначе не могу.
И закончить свое выступление мне хочется словами В. А. Сухомлинского: «Трагедия нашего воспитания заключается в том, что оно только исправляет ошибки; надо поощрять достоинства и тогда бурная поросль их заглушит сорняки недостатков»
Литература:

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1990.
Андреев В.И. Педагогика творчества саморазвития. М., 1996.
Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М.,1998.
Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. // Педагогика, 1994г., № 5.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика, 1996г., № 2.
Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа -1995г., № 4
Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
Селевко Г.К. Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся. М., 1989.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998
Сериков В.В. Личностно – ориентированное образование // Педагогика – 1994г., № 5.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика образовательных систем. М.,1999
Шакирова Д.М. Теоретические основания концепции формирования критического мышления // Педагогика. 2006, № 9.
Федеральный компонент государственного стандарта.// Сборник нормативных документов. История. М., 2006
Федеральный компонент государственного стандарта.// Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,2006














13PAGE 15


13PAGE 14215









Root Entry