Формирование на уроках русского языка и литературы духовно развитой личности


Проблема
«Формирование на уроках
русского языка и литературы
духовно развитой личности»Формирование на уроках русского языка и литературы
духовно развитой личности
Изменения в обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям.
Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в школе.
Духовное развитие личности, воспитание патриотизма – непременное условие для создания условий воспитания национальной гордости и гражданской ответственности за своё будущее.
Все эти качества развиваются на уроках русского языка и литературы.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.
Русский язык как учебный предмет несёт чрезвычайно высокую познавательную деятельность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление человеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.
Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктант, изложения, сочинения и др.
Работа по формированию патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурных, культурно-исторических, лингвистических.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, поговорки, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку:
«Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс) –
«Родная сторона – мать, чужая – мачеха»;
«Родина – мать, умей за неё постоять»;
«Прилагательные полные и краткие» (5 класс) –
« Своя земля и в горести мила»;
«Глупа та птица, которой своё гнездо не мило»;
«Степени сравнения имён прилагательных» (6 класс) –
«Родина краше солнца, дороже злата»;
«Любовь к Родине сильнее смерти» и др.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в умелом обращении и соблюдении норм устной и письменной речи, а также в соблюдении этических и коммуникативных норм.
Любовь к родной природе – одно из проявлений, любви к Родине: воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины разных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений – «Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и в «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот», «патриотизм»:
Чем отличаются материалы словарных статей? Напишите рассуждение на тему: «Что значит быть патриотом?»
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли, тогда будут укрепляться нравственные устои жизни.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.
Она обладает богатейшим материалом для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, патриотизма, трудолюбия. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Отражение народных идеалов мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повесть временных лет». Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского, его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят учащиеся 9 класса, при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для поэтического и гражданского воспитания представляют эпизоды военной истории России (стих М.Ю. Лермонтова «Бородино», басня И.А. Крылова «Волк на псарне»).
Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далёких событий 1812 года продолжают нас волновать и сегодня?»
Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и даёт конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании её чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы и истории особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода. Он состоит в том, чтобы на основе диалога, взаимодействия взвешивать альтернативные мнения, принимать решения , что стимулирует активную деятельность, заставляет делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Судьба Родины и судьба человека слита воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9класс). При анализе текста ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека к совершению такого поступка?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувства сопричастности к событиям далёкого прошлого, что делает урок личностно ориентированным.
Понять, познать и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд , озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.