Продолжение презентации Метод проектов и исследовательская деятельность как способ развития ученической одарённости


Проект как метод обучения и воспитания Что такое проект?Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Определение индивидуальных склонностей учеников к предметным областям знаний Информационно-аналитическая функция педагогического управления заключается в наблюдении и формировании банка данных о познавательных интересах своих подопечных, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей. Совместно с учащимися мы определяем тему и цели проектной деятельности, актуальность темы проекта; учитель побуждает школьников к работе по его созданию. Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план график работы над проектом. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, то есть система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов. Этапы работы над проектом Степень участия педагога - руководителя 5-6 –е классы 7-8-е классы 9-10-е классы Проблема-тизация Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребёнка Участие по запросу учащегося Максимальное участие на всех этапах в форме консультаций и советов, обсуждений по запросу учащегося Целепола-гание Планирова-ние Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь Реализация плана Рефлексия Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по инициативе учителя Презентация Типология учебных проектов Тип проекта:Практико – ориентирован-ный Цель проектаРешение практических задач заказчика проекта Проектный продукт Учебные пособия, инструкции, памятки , буклеты, рекомендации Тип деятельности уч-сяПрактическая деятельность в определённой предметной области Формируемая компетентностьДеятельностная Исследова-тельский проект Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность связана с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия в т.ч. виртуальная и т.д.) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная Информацион- ный проект Сбор информации о каком- либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общ .мнения, обобщения высказываний различных авторов по к.-л. вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников. Информационная «Мастерская географа» Информационные краткосрочные учебные проекты учащихся: (тематические, урочные)11 кл –. «Я выбираю штат …» (США).11 кл. –. «Галопом по Европам» (Страны ЕС).8 кл. – «Природные зоны России». 6 кл. –. «Полезные ископаемемые – чем полезны?», «Какие бывают вулканы?», «Что такое ледник ?», «Проблемы биосферы» , «Кто же открыл Америку?»7 кл. - творческие рекламные проекты «В гости в Австралию», «По городам и странам Южной Америки»Практико-ориентированные долгосрочные индивидуальные внеурочные проекты (краеведческие, экологические): «Красная книга Протвино» «Развитие рекреации и туризма в Протвино» «Символические образы государств Америки» «Визуальная среда жителя Протвино» Исследовательские проекты: «Топонимика бассейна реки Протвы» «Горные породы и минералы Подмосковья и их применение в архитектере края».«Остров Робинзона Крузо – художественный вымысел и географические реальности».«Сходные черты образа жезни африканских масаев и российских ненцев» «Храмовая архитектура Подмосковья»«Христианские географические названия поселений Московской области»»Игровые проекты:Электронная географическая игра «Кто хочет стать миллионером»Компьютерное виртуальное путешествие «Куда уехал дед Мороз?» «Узнай страну по фотографии», «Новый год у пиратов 6 класса»Творческие проекты членов Клуба путешественников-лицеистов:«Дневник путешественникаа н Канарских островах» , «Таиланд – страна улыбок»«Восточная Африка – край контрастов. В национальном парке Серенгетте»«Балканский узел. Путешествие по всем странам бывшей Югославии» «Великий Устюг – родина Деда Мороза и Семёна Дежнёва» , «Великий Новгород глазами лицеистов» Работа ученицы 7 класса «Психология и орфографии на уроках географии» в программе Microsoft Office Power Paint Мельникова Полина создала на основе теории Эйдетизма словарь Граф «Орфограф» географических терминов с непроверяемыми орфограммами для лучшего запоминания их правописания с помощью техники рисования в программе Power Paint. ГИС-технологии в проектном продукте Работа с картографическим материалом в географических проектах является основной частью в создании проектного продукта. Так в поисковой системе Google можно проложить маршрут своего путешествия и увидеть исследуемые объекты при помощи спутниковой системы навигации. Так, например, была создана карта путешествий А.С.Пушкина в исследовательской работе «География путешествий А.С.Пушкина», выполненная ученицей 9 класса Клишевич А. Интерактивные карты для урока географии В проектной работе Максима Караваева «Маршрутами памяти Российских первопроходцев» в программе Microsoft Office Power Point при помощи гиперссылок была создана интерактивная карта. Юные историки 8 класса совместно с группой одноклассников создали видеофильм «Рубеж» о событиях 1941 г. на нашей земле. Изучаем культурное и военно-историческое наследие В исследовательском ученическом проекте «Храмовая архитектура Подмосковья» впервые НАПИСАНА ИСТОРИЯ создания храма Покрова Пресвятой Богородицы в Протвино». Исследовательский проект «Красная книга Протвино», представленный на НПК различного уровня, получил высокую оценку на сателлитном симпозиуме в рамках 16-ой Международной школы молодых учёных- биологов в наукограде Пущино. В поисках и подсчёте редких видов растений и животных принимают участие учащиеся 7,8,9,10 классов на уроках – экскурсиях в весенний период. Результаты участия учащихся в научно-практических конференциях различного уровня за 6 лет Городской уровень: 20 победителей и призеров, и 2 лауреата Региональный уровень: 2 победителя Всероссийский уровень: 16 победителей и призеров, и 6 лауреатов Международный уровень: 3 призёра и 2 лауреата. Интерес – мотивация – успешность - специализация Выводы и заключение Успешность в данном виде деятельности поднимает статус ученика, мотивирует к дальнейшей научно-познавательной и природоохранной деятельности. Приобретённые однажды учеником ценности преобразования знания сыграют свою важную роль в проектировании решения личностно значимых, жизненно важных проблем.Список использованной и рекомендуемой литературы:1. М.А. Ступницкая. Что такое учебный проект? Первое сентября 20102. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» - Самара, 2003.4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. Директор школы. 1995. № 6.5. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. – М., 2005. 6.Садовничий В.А. О географии и её преподавании в школе. Доклад на Всероссийском съезде учителей географии в МГУ, М., 2011.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!