Доклад «Организация познавательно- исследовательской деятельности дошкольника, как методика развития ребенка»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад №2
«Организация познавательно- исследовательской деятельности дошкольника, как методика
развития ребенка»
Воспитатель I категории
Шерстобитова Татьяна Михайловна
Венгерово – 2015год
Воспитатель I категории
Шерстобитова Татьяна Михайловна
(Слайд 1) Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. (Слайд 2)
Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать. (Слайд 3)
Роль педагога в исследовательской деятельности существенно отличается от той, что отводится ему в традиционной работе с детьми, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов развития. Педагог, подготовленный к решению задач исследовательской деятельности, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений.
(Слайд 4)Реализация идеи и экспериментирования опирается на принципы педагогической деятельности педагога.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребёнка.
Первый этап характеризуется проявлением любопытства.
Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности.
Третий этап в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение.
Четвёртый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретённые) способы действий.
Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
(Слайд 5)Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
(Слайд 6)Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
(Слайд 7)Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.
(Слайд 8)Для того чтобы ребенок мог экспериментировать должны быть созданы исследовательские мини лаборатория, где, дети смогут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория должна постоянно пополнятся новыми материалами для экспериментирования, которые должны находятся в доступном для детей месте.
(Слайд 9)В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) (Слайд 10)Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием. (Слайд 11)
     Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.
Наш детский сад работает с приоритетным направлением проектно – исследовательская деятельность дошкольников в процессе экологического развития детей. У нас разработаны и введены в жизнь программа и перспективный план по детскому экспериментированию для всех возрастных групп.
(Слайд 12) Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми мы стараемся:
• вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора);
• предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
• дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности);
• создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду», «Игра цвета», «Вырастим кристаллы» и др) мои дети учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Детское экспериментирование прочно вошло в жизнь моих детей.
(Слайд 13)Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. В связи предпочтение отдаём групповым и подгрупповым формам работы.
Системная работа по данному направлению позволяет:
• развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
• развивать детскую любознательность, пытливость ума;
• достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями, одной из которых является анкетирование.
Так, например анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» проводится ежегодно с новой группой родителей, с целью выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребёнка и в поддержании его познавательного интереса.
По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. (Слайд 14)
Так же, мы стараемся:
• привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);
• привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:
• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);
• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
. (Слайд 15)У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»:- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.