СтатьяПроектная деятельность на уроках географии

Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.

Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компе-тентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Сегодня он считается технологией четвёртого поколения.
Метод проектов – это не универсальный способ, позволяющий решить все дидактические задачи. Но он создает условия для формирования созидательной личности учащегося, способной к творческой, исследовательской и научной деятельности, свободно владеющей различными технологиями и имеющей навыки к самоопределению и саморазвитию.
В настоящее время проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций – функциональной грамотности школьников.
Работа над проектами очень многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их.
Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. На практике проектная деятельность даёт ученикам, возможность сотрудничать с учителем, обсуждать, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Использование метода проектов ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Учитель должен постоянно «держать руку на пульсе»: нормально ли идет ход деятельности. Пускать все на самотек, стихийную самостоятельность нельзя.
Но интересующий нас, учителей, результат проектной деятельности - это, прежде всего, ход самой деятельности. Нас интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, какие новые знания и умения приобрели.
Опыт работы над учебными проектами позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, внедрение проектной деятельности целесообразно проводить на второй ступени обучения. Начав работу со старшеклассниками, мы убедились, что проектную деятельность нужно начинать раньше, формируя у своих учеников такие учебные компетентности как:
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных, навыков работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
компетентности в сфере социально-трудовой деятельности;
компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности;
компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовного развития личности);
компетентности в бытовой сфере (включая вопросы собственного здоровья, образа жизни, семейного бытия).
Во-вторых, необходимо переосмыслить школьную программу, рассмотрев ее содержание с точки зрения возможности использования в обучении проектной деятельности учащихся. Ведь не так все просто. Без соответствующей практики, творческого подхода, трудно увидеть в рамках сухой учебной программы будущий исследовательский проект своих учащихся.
В-третьих, необходимо начать работу по созданию на базе класса (параллели) творческой лаборатории, как базы для систематической исследовательской деятельности учащихся. Творческая лаборатория должна реализовать следующие задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
развивать у школьников познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности в процессе учебной деятельности;
знакомить учащихся с методами научного поиска;
учить работать с большими объемами информации, отбирать, анализировать, систематизировать материал, выявлять и формулировать проблемы и определять пути их решений, грамотно оформлять научную работу, овладевать искусством дискуссии;
способствовать профессиональному самоопределению личности.
Такая лаборатория может стать отправной точкой для внедрения в образовательный процесс проектной деятельности учащихся.









[Введите текст]




15