Доклад на тему: Игра как важное средство воспитания младших школьников


Республиканское учебное заведение
Феодосийская общеобразовательная санаторная школа-интернат
I-III ступеней Министерства образования и науки,
молодежи и спорта Автономной Республики Крым


Игра как важное средство
воспитания младших школьников






Воспитатель: Саюк Т.Б.
2012г.

В последнее время в педагогике происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организо-
ванности и культуры взаимоотношений между педагогом и учащимися.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпровожде-
ние, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает
лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер. По Л.С.Выготскому: «Игра-это вид непродуктив-
ной деятельности, мотив которой заключается не а результатах, а в самом процессе».
Задачи игры:
- подготовка детей к жизни;
- способствовать адаптации ребенка к условиям социальной
жизни в дальнейшем;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- создание и укрепление детского коллектива.
Классификация игр
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. Учащиеся I-II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых
сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, обучают друг друга). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность
и формируют волевые чувства личности.
Дидактические игры. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Спортивные игры. Дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что?Где?Когда?», настольные игры (шашки, шахматы).
Игры могут классифицироваться :- по форме ( танцы, интеллектуальные, эстафеты);
- по месту проведения ( на воздухе, в помещении);
- по скорости и времени проведения
( сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
- по уровню организации ( спонтанные, управляемые , стихийные
- по количеству участников
( индивидуальные , командные) ;
- по степени активности
( малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
- по содержанию поставленных задач
( на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)
Условия эффективности игры
Свободное и добровольное включение детей в игру.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Педагогические требования к игре
Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
В игре дети должны руководствоваться при В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
- не дублировать деятельность первой половины дня
( если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или
сюжетно-ролевые) ;- игра должна соответствовать возрасту, физическому и
психическому состоянию ребенка;
- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил
подготовку уроков ;- использовать можно только педагогические игры
( психологические тренинги может проводить только специалист)
Роль игры в воспитании личности
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.