Реферат на тему: «Дидактическая игра – важное средство воспитания умственной активности студентов»


СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙПОТРЕБСОЮЗ
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум»
РЕФЕРАТ
на тему: «Дидактическая игра – важное средство воспитания умственной активности студентов»
Подготовил:
преподаватель экономических дисциплин
Одинец Н.Г.
г. Ставрополь
Содержание:
Введение
Игра как психологическое явление.
Использование дидактической игры.
Использование дидактических игр при изучении экономических дисциплин.
Применение деловых игр в изучении экономических дисциплин.
Использование ролевых игр в учебном процессе.
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система образования в целом, и среднее профессиональное образование как этап обучения самостоятельных членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшей практической деятельности.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают активные имитационные (игровые) методы обучения.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в учебном процессе?
В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателем и студентами.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»*, - писала Н.К. Крупская. Она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью и жизнью.
Игра имеет исключительное значение: игра – это учеба, труд, серьезная форма воспитания. Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебном процессе требует от преподавателя больших усилий. В процессе подготовки дидактической (ролевой, деловой) игры преподаватель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и не хватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведении игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы со студентами будем играть во время уроков, когда же мы будем изучать учебный материал?». Однако, мне кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания обучающихся.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. В настоящее время определилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Нужно ли это все в средних специальных учебных заведениях? На мой взгляд, деловые и ролевые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей ССУЗов считается не просто обучение – получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено.
_________________
*Н.К. Крупская «О дошкольном воспитании». М., 1973г., стр. 203-204
1. Игра как психологическое явление
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозного, социального, экономического и культурного развития общества.
Начало разработки общей теории игры относят к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.
Как считал Фрейд, игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвободить чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.
К.Д. Ушинский (1824-1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
2. Использование дидактической игры в учебном процессе
Роль и значение общеобразовательной подготовки в средних специальных учебных заведениях не исчерпывается приобретением студентами знаний и умений, необходимых для успешного освоения образовательной программы среднего профессионального образования. Общеобразовательная подготовка формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции. В процессе усвоения общеобразовательных дисциплин формируется гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации и адаптации в обществе.
Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов, практическое исследование, направленное на выявление эффективности применения данных методов и анализа проведенного исследования.
Цель исследования: Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения студентов
Задачи исследования:
Изучение роли игры в процессе обучения.
Рассмотрение необходимости применения дидактических (ролевых и деловых) игр на уроках для устранения психологических барьеров.
Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тип или иной аспект процесса познания.
Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Практическое значение работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию дидактической игры в учебно-воспитательном процессе.
Исходя из выше сказанного, целью исследования является изучение влияния дидактической игры на эффективность усвоения материала.
Актуальность данного исследования заключается в следующем:
игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в учебном и воспитательном процессе требует более тщательного и детального ее изучения;
игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как и в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
при изучении игры исследователи сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности;
игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».
Генеральная идея конкурсной дидактической (ролевой, деловой) игры – идея удовлетворения образовательных потребностей обучаемых, расширения, углубления знаний с учетом прикладной направленности экономических дисциплин, развитие, раскрытие дополнительных резервов личности в соревновательном азарте обучения.
Состязательность в игре позволяет дифференцировать качество преподавания в соответствии с личными склонностями и способностями обучаемого, и стили работы преподавателей.
Во время игры происходит ломка психологических стереотипов обучаемого, дает широкие возможности творческого начинания, как в процессе получения комплекса практических умений и навыков, так и в осознании необходимости введения инновационных процессов в обучении.
3. Применение дидактических игр при изучении экономических дисциплин
В своей работе я постаралась показать всю важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования ее на уроках при изучении экономических дисциплин.
Ключевым звеном экономического образования является освоение экономической теории. В свою очередь важнейшим рычагом воздействия на хозяйственную практику является экономическая политика. Эффективность экономической политики зависит не только от степени реализации выводов и рекомендаций экономической теории.
Современная экономика – не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным. Именно такой подход к преподаванию позволяет рассуждать о наиболее эффективном воздействии экономического образования на реальную экономическую политику.
Существуют различные классификации методов активного обучения. Так некоторые исследователи относят к ним игровое проектирование, имитационный тренинг, разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций и т.д. Н.В. Борисова предлагает классификацию методов активного обучения (рисунок 1).
А.А. Вербицкий отмечает, что идея применения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными очень редкое явление.
Методы активного обучения
1495425698535426656985
182689560769532194560769500Имитационные методы обучения 1249680607695Неимитационные методы обучения
Игровой метод:
- игровое проектирование
- имитационный тренинг
-разыгрывание ролей
- стажировка с выполнением должностной роли
- деловая игра
Неигровой метод:
- конкретные ситауции- «живая» ситуация
- разбор документов
-действие по инструкции
- инцидент
- стажировка без выполнения должностных ролей
- выпускная работа
- выездное заседание с дискуссией
- дискуссия с мозговым штурмом или без него
-программное обучение
- проблемная ситуация
Рис.1. Классификация методов обучения
В процессе обучения у студентов по мере их взросления усиливается интерес к одним дисциплинам и, как следствие, снижается к другим. Естественно, это влияет на качество усвоения материала по «интересным» предметам. Существует целый ряд способов повышения заинтересованности в освоении этих дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.
Дидактическая игра по своей сути - сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширению кругозора, навыков самообразования и т. д.);
развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);
воспитательную (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);
мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
В процессе проведения дидактических игр я пришла к выводу, что у педагога появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, то есть игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.
Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности преподавателя и студента.
Дидактическая игра - это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы студентов, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, преподаватель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).
При организации игры помимо этапа разработки ее сценария, который является самым ответственным и сложным при подготовке дидактической игры, немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности студентов. Причем, подбор заданий может быть произведен преподавателем самостоятельно или совместно со студентами (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность. Желательно иметь несколько способов решения, чтобы их выполнение было бы затруднительно без хорошего знания теоретического материала. Однако большинство задач должны быть доступны и легко решаемы основной массой студентов. Возможны различные варианты выставления оценки: в течение урока, в конце игры или после урока (если необходимо оценить письменную работу).
Необходимо обратить внимание на заключительный этап дидактической игры - ее анализа. Анализ дидактической игры должен происходить как на уровне группы, можно в различных формах (устно, поочередно или выборочно, письменно, например, в форме анкетирования), так и на педагогическом уровне, для чего на урок приглашаются другие преподаватели.
Дидактической игрой создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. За счет деятельностных мотивов студенты вовлекаются в игру в условиях ее неопределенности, непредсказуемости. В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения студентов преподавателем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.
4. Применение деловых игр в изучении экономических дисциплин
Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.
Деловые игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например деловых игр студенты входят в роль менеджера, юриста, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от студентов взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у студентов к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
Деловая игра - это средство развития профессионального творческого мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Деловая игра является наилучшим из активных методов проведения занятий. Деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов решения проблемы, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр при изучении экономических дисциплин является то, что они позволяют: рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Деловые игры - дело совсем не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьезных и взрослых людей. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить быть командой.
Структурными основными компонентами деловой игры являются:
правила;
индивидуальная работа;
групповое обсуждение;
результат игры.
При подготовке к уроку, содержащему деловую игру, необходимо составить сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний.
При организации деловой игры необходимо придерживаться следующих положений:
правила игры должны быть простыми;
формулировка заданий - доступна пониманию студентов;
каждый студент должен быть активным участником игры;
учет результатов соревнования должен быть открытым;
игру нужно закончить на уроке, получить результат.
Деловые игры приводят к тому, что студенты не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у студентов доброе рабочее настроение.
Что даёт деловая игра её участникам?
свободу деятельности.
перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
порядок, то есть система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
гармонию, формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
увлеченность, потому что в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;
понятие о чести, так как она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.
физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.
возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.
развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.
возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.
развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
радость общения с единомышленниками.
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Деловую игру можно проводить перед лекционными занятиями, после прочтения цикла лекций или же осуществлять организацию своего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить
Использование ролевых игр в учебном процессе
Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой игрой? Когда студенты принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа студентов, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. и те и другие бессознательно создают. Творят сою собственную реальность и делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности студента. Такая игра в «роль» скорее укрепит нежели разрушит уверенность в себе.
Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи.
Посредством ролевой игры в группе могут быть привнесены разнообразные формы опыта; могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра снабжает застенчивых неуверенных в себе студентов «маской» за которую они могут спрятаться. Студенты испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие студенты получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им не нужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только студент начинает понимать, что именно от него требуется, он с удовольствием дает волю своему воображению. А поскольку это занятие студентам нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость студентов, способствует взаимодействию в группе и повышает мотивацию).
Основные моменты, на которые следует обратить внимание при организации ролевой игры:
на начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат студентов к ролевой игре,
ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы студентов,
студенты должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке перед началом игры,
следует быть очень тактичным, не огорчайтесь, если одна или две пары не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем-то думать или мечтать, а Вы не замечали этого.
не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока Ваши студенты не привыкнут к этому виду деятельности. Если же Вы этого не учтете, то студенты могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры.
всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других,
установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал.
Рассмотрим вариант использования дидактической игры на примере темы: «Деньги, их виды и функции» по дисциплине «Экономическая теория». Перед изучением данной темы в группе 4Б было проведено внеклассное мероприятие на тему «Деньги». Внеклассное мероприятие, построенное в виде ролевой игры, способствовало более глубокому усвоение данной темы и вызвало заинтересованность студентов в изучении дисциплины. Студенты данной группы явились инициаторами в проведении экономического КВНа.
Следующим этапом использования дидактических игр явилось проведение урока с элементами ролевой игры по дисциплине «Экономическая теория» по теме «Ценные бумаги. Рынки ценных бумаг». Данная тема является актуальной не только при изучении данной дисциплины, но и при изучении других спецдисциплин.
После изучения дисциплины «Экономическая теория» среди студентов 2-х курсов специальности Экономика и бухгалтерский учет был проведен экономический КВН. При подготовке к данному мероприятию были учтены особенности дидактических игр и КВНа.

Заключение
В настоящее время не только педагогов, но и студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Студент стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.
Дидактическая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности (социально-коммуникативным) личности, к которым относятся:способность сотрудничества и взаимодействия;
психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;
умение работать в составе малой группы;
умение пользоваться различными средствами коммуникации и компьютером;
способность эффективно разрешать конфликты;
способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;
умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д.
Использование дидактических игр в ходе учебных занятий позволяет:
преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин экономического цикла;
овладеть социально-коммуникативными способностями;
формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого студента;
освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения.
Дидактические игры следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:
приобретение будущими специалистами как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;
развитие профессионального, теоретического и практического мышления;
создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.
Задача ССУЗов помочь студентам найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Все это возможно при систематическом использовании игры с современным содержанием.
Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации, ее основной целью является углубление интереса к учебе, и, тем самым, повышение эффективности обучения.
Нередко педагог предпочитает проводить со студентами занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Условия игры требуют от студента быстроты мысли, особого внимания, эмоционального длительного напряжения, он должен войти в игру. Игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением, включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и занимательным, создает у студентов бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решает та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес студентов к учебному предмету. Каждому педагогу необходимо использовать все возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. Предлагаемые игры можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности студентов, кроме того, возможно, их проведение в интеграции с другими дисциплинами.

Список информационных источников
Трайнев В.А.: Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании. - М.: Дашков и К, 2007г.
Трайнев В.А.: Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. - М.: Владос, 2005г.
Трайнев В.А.: Деловые игры в учебном процессе. - М.: Дашков и К, 2005г.
Лыкова И.А.: Дидактические игры и занятия. - М.: Карапуз : Сфера, 2009г.
Колякина В.И.: Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: Владос, 2004г.