Урок по теме Правописание гласных и согласных в приставках


Правописание гласных и согласных в приставках
Цель урока: фор умение выделять приставки, находить орфограмму в неизменяемых приставках, подбирать проверочные слова.
1. Проверка домашнего задания.
2. В каком предложении грамматическая основа соответствует схеме:
словосоч. глаг.
Три большие берёзы в самом низу срослись между собой. (М. Пришвин.)
К трём большим березам подошли вечером.
Дополнительное задание.
— Разберите по составу глаголы срослись, подошли.
3. Работа с учебником.
Прочитайте самостоятельно правило на стр. 164.
— Что вы можете сказать о правописании гласной и согласных в приставках под- (подо-), с-?
Учащиеся отмечают, что их написание не меняется, независимо от произношения.
— Как вы определяете гласные и согласные в этих приставках? (Правописание проверяется сильной позицией: гласные проверяем словом, в котором приставка находится под ударением, согласные — позицией перед гласным.)
4. Упражнения 418, 419.
При выполнении упражнения 419 учитель обращает внимание учащихся на приставки, записанные на поле.
5. Укажите слова с приставками. (Запись на доске.)
Сбил, сколотил — вот колесо;
Сел да поехал — ах, хорошо!
Оглянулся назад —
Одни спицы лежат!
(Пословица.)
Дополнительные задания.
— Подберите слова, в которых выделенные вами приставки находятся в сильной позиции. (Сбил, сколотил — сотворил; поехал — по́езд; оглянулся — о́сыпь.)
— Сопоставьте, как произносится приставка с- в глаголах сбил, сколотил. В каком слове звук не соответствует букве и почему?
Учащиеся вспоминают, что замена глухого согласного на парный ему звонкий перед звонким согласным называется озвончением.
6. Упражнения 420, 421 (по вариантам).
7. Найдите слова с орфограммами-гласными и орфограммами-согласными в приставках.
Лишнего пожелать — последнее потерять.
Дёшево волк в пастухи нанимается, да мир подумывает.
Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.
Не всё ненастье, проглянет и красное солнышко.
Над кем стряслось, над тем и сбылось.
(Пословицы.)
Дополнительное задание.
— Найдите слева, состав которых соответствует схеме:
(. В словах пожелаешь — корень -жела-, последнее — корень послед-.)
Домашнее задание: § 81, упражнение 422.