Презентация по русскому языку на тему: Правописание гласных и согласных в приставках (5 класс)


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХУрок в 5 классе. Учитель: Михайлова Л.Б. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.1. Д..бежать, д..брый, д.. ехать;2. П ..лоска, п.. дъезд, п.. днять;3. Пре..ставить, пре_горье, пре.. мет. I. Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся со-гласные и гласные в большинстве приставок:об-: обмерить - обтесать;от-: отбить - отопить;над-: надписать - надбить;под-: подводный - подписка;пред-: предвидение - предчувствовать;в-: ввоз - вкрутую;с-: списать - сделать;пере-: переоценить - передоверить;до-: добежать - дописать и др. В конце приставок может быть беглый гласный о: обвить - обозначить, отбирать - отобрать, надпись - надорвать, врезать - ворваться и т. д. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (не видно) всегда пишется буква з, так как здесь з не приставка, а часть корня. В приставках роз- (рос-) - раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения - а: роспись, но расписка. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо и пишется ы: игра - розыгрыш, известный - безызвестный, искусный- безыскусный, инициативный - безынициативный.Буква и пишется после приставок меж- и сверх-, межинсти-тутский, сверхизысканный (вкус) Найдите в тексте слова с неизменяемыми приставками и выпишите их.Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями... В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело - Масленицу. Работа по вариантам (группам).- С каждой из приставок составьте по три слова:1 существительное; 1 прилагательное; 1 глагол.1 -й вариант: приставка по-2- й вариант: приставка у-3- й вариант: приставка на-4- й вариант: приставка про-5- й вариант: приставка от-6- й вариант: приставка с- - Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача - расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии. [здат’ ] [з’д’ эс’ ] [здан’ий’ э] [здаровый’э] Проверь себя.Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь. Подведем итоги.Что нового узнали на уроке?Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Рефлексия.- Что нового узнали на уроке?- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом