Урок русского языка в 10 классе по теме: Правописание гласных и согласных в приставках


Конспект обучающего урока
(урок систематизация знаний, умений, навыков)
Правописания гласных и согласных в приставках. (10 класс)
Цели урока: 1) создать условия для повторения, закрепления и  получения  знаний о правописании гласных и согласных в приставках;
2) привести в определённую систему знания о принципах русской орфографии;
3) показать, как применяются разные принципы орфографии на практике;
4) сформировать умение самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и  применять полученные ранее знания в новой ситуации.
Оборудование: опорный план урока по теме: «Правописания гласных и согласных в приставках», учебник Н. Г. Гольцовой.
1 – 2 минуты.
Приветствие, вводное слово учителя.
Озвучить цель урока.
5 – 6 минут.
Фронтальный опрос.
Работа у доски.
15 минут.
Самостоятельная работа с учебником.
Наша цель:
Комментированное письмо
Анализ языковых фактов и наблюдений.
10 минут.
Наша цель:
Комментированное письмо, в котором учащиеся встретятся с примера из новой темы.
3 – 4 минуты.
Оценки ученикам 1, 2, 3, 4, 5 с комментариями.
2 мин.
Пояснить.
Поблагодарить за работу. 1. Оргмомент.
Приветствие класса и учителя.
Подготовка к восприятию информации.
Проблемный вопрос.
Какие бывают приставки? Как не ошибиться при написании согласных и гласных в приставке? Этот урок поможет нам в этом разобраться.
2. Актуализация знаний.
( Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся по теме «Принципы орфографии. Правописание приставок»).- Итак, сначала вспомним что такое приставка?
(Приставка - это значимая часть слова, стоящая перед корнем, дополняющая или изменяющая его смысл и служащая для образования новых слов);
- Как правильно выделить приставку? (Чтобы правильно выделить приставку, необходимо определить корень слова. Для этого можно воспользоваться способом замены одной приставки на другую).- Кто попробует определить приставку в словах и сделает морфемный разбор слова:
Раздавать, потраченный, переведённая? (ученик разбирает слова на доске);
- Чем вы руководствовались при выделении приставок? (правилами орфографии)
- Какие принципы русской орфографии вы помните? (морфологический, фонетический, традиционный);
- Какой из названных вами принципов является ведущим? (морфологический)
- В чём заключается особенность традиционного написания слов? (Слова пишутся так, как писали много лет подряд);
- Что такое фонетический принцип написания? (Как слышим так и пишем)
- Охарактеризуйте морфологический принцип? ( Он обозначает, что морфемы (значимые части слов) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения).
3. Объяснение нового материала.
Откройте страницу 87 учебника и прочтите параграф 26.
Определить, как будут писаться гласные и согласные в приставках, в зависимости от орфографического принципа.
После разбора параграфа, ученикам предлагается выполнить задание № 140 стр. 88. в тетради.
А теперь давайте попробуем установить зависимость написания гласной от ударения. Для этого выполним устно задание № 139, стр. 88.
4. Закрепление полученных знаний.
Уметь пользоваться правилами правописания гласных и согласных в приставках.
Учащимся предлагается выполнить написать словарный диктант: П...сеять рожь, о...бросить врага, на...стройка дома, по...клеить карту, пре...чувствовать неприятности, пре...шествовать экзаменам, сложная о...становка, по...твердить решение, о...дать пре...писание, тщательно п...р...работать, пре...ставить документы, з...конспектировать статью, ...держать обещание, от...слать корреспонденцию, под...брать иллюстрации, с...ехаться от...всюду, новый с...трудник, мой пр...дедушка.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Обобщим изученное.
- На что будем опираться при правописании гласных и согласных в приставках? (на один из орфографических принципов письма; на значение и ударение приставок - для гласных букв)
Озвучить оценки учащимся.
6. Домашнее задание.
§ 26 - 27, стр. 87, 89-90, упр. № 138.