Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения


Представление опыта работы учителя физической культуры по теме
"Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения"
ХХI-й век - век инноваций. Высокие информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в жизнь каждого современного человека.
Двигательная активность молодежи стала очень низкой. Виртуальная реальность (компьютерные игры, социальные сети и др.) вытесняют из жизни молодого поколения спорт и физическую культуру; здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.  Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Вопрос о сохранении здоровья обучающихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, – это предмет “Физическая культура”.
Каждому учителю физической культуры необходимо:
- Организовать деятельность школьников на уроке с оптимальной нагрузкой, учитывая его подготовленность, группу здоровья.
- Развивать интерес обучающихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников.
- Сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей. Достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности.
- На уроках физической культуры оказывать на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Достаточно сложная задача ставится перед учителем физической культуры: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий приоритетное направлением в деятельности Салемальской школы-интерната для детей школьного возраста. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий учитываются следующие условия:
Создание на уроках физической культуры гигиенического режима, включающего комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов.
Использование физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры (как в спортивном зале, так и на свежем воздухе) и в работе спортивных секций, которыми руковожу ("Русская лапта", "Силовая подготовка", "Подвижные игры").
На мой взгляд, важнейшим условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Используя комплексно эти средства можно решить задачу здоровьесбережения школьников.
Для многих школьников занятия физической культуры всегда в радость, но есть и ребята, которым уроки физкультуры менее симпатичны и насильно заставить их заниматься спортом и своим здоровьем я не имею права, для этого нужны определенные стимулы, мотивы. Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой и спортом использую:
1. Просветительскую работу обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогический коллектив. Выступаю с докладами на родительских и педагогических собраниях, освещая вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, рассказываю о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания. Включаю родителей в процесс обсуждения проблем, привожу статистические данные. На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации и видеофильмы. Это особенным образом стимулирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. Агитирую к сдаче норм ГТО.
2. Традиционные и нетрадиционные (сюжетно-ролевые, оздоровительные) уроки. На уроках оздоровления предлагаю детям выполнить такие упражнения, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. Например, ходьба по гимнастическим палкам, шайбам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
3. Дифференцированный подход. Другими словами, при прохождении одинакового для всего класса программного материала я видоизменяю и уточняю задания применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания на бегу, следует варьировать его скорость и продолжительность для мальчиков и девочек, а также хорошо, удовлетворительно и слабо подготовленных детей; при освоении техники двигательных действий нужно видоизменять объем и характер подводящих упражнений в зависимости от способностей учеников.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а так же к тем, кто пропускал занятия по болезни или детям с ОВЗ. Эти дети, в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т.п.
4. Игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя данные методы, учитываю возрастные особенности обучающихся, не допускаю при этом переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю последовательность действий, применяя мультимедиатехнологии (видеофрагменты). В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка.
5 Методические приемы такие как, элементы опережающего обучения, ситуативное обучение. Каждый из них пробуждает интерес обучающихся к изучаемому двигательному действию, их активность в ходе его освоения, стремление к достижению лучшего результата. Чтобы добиться успеха в этом, организацию учебной деятельности школьников на уроке начинаю с постановки цели, которая должна быть предельно ясной, четкой и увлекательной. Часто общая цель урока оставляет школьников равнодушными, так как для них не совсем ясен смысл. Например, цель: овладение техникой движений, лучше заменить на улучшение своего результата в овладении техникой движения. Потому что овладение техникой движений - это достаточно долгий и требующий кропотливой работы процесс. Заинтересовав ученика, подводожу их к осознанию истины, что овладение техникой движений – необходимое условие для достижения высокого результата.
Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями важно, прежде всего, чтобы учащиеся понимали смысл и знание выполняемых заданий, нацеленных на улучшение их здоровья и физического развития, достижение высокого уровня физической подготовленности и личных количественных показателей. Например, обучая акробатическим упражнениям, не ограничиваюсь показом техники их выполнения, а раскрываю их значение для развития ловкости, смелости, устойчивости организма к «укачиванию», для формирования умения ориентироваться при различных положениях тела и т. д.
Уроки физической культуры мы не смогут в полной мере решить проблему организации физической активности обучающихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играет внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции; строится с учетом интересов детей, возможностей учителя и общеобразовательного учреждения. Она разнообразна по форме и содержанию, привлекательна для обучающихся тем, что они становятся участниками моделируемых событий.
Опыт воспитания здорового во всех отношениях человека заложен в исторических национальных традициях каждой нации и находит отражение в многочисленных народных состязаниях и особенно в играх. Русская лапта – одна из самых распространенных народных игр не только в России, но и во всех странах ближнего зарубежья. С 2014года веду секцию спортивно-патриотической направленности "Русская лапта" в 5-7 классах. "Лапта" увлекла ребят, невзирая на возраст и индивидуальные особенности, обеспечивала развитие двигательных и познавательных способностей обучающихся.
Занятия в спортивных секциях являются хорошей школой физической культуры и призваны способствовать достижению всестороннего развития личности. Поэтому, уроки физической культуры и занятия в спортивной секции считаю двумя неотъемлемыми направлениями процесса укрепления здоровья, формирования моральных и волевых качеств, подготовки участников секции, в процессе занятий, к защите Родины.
Являюсь руководителем секции "Силовая подготовка" в 7-11 классах. Юноши и девушки 7-11 классов с интересом и увлечённостью посещают тренажёрный зал. Упражнения по тяжелой атлетике содействуют правильному красивому телосложению. Планомерная тренировка всех мышц и сухожилий в тяжелой атлетике исключает много бытовых травм и, главное, исправляет сутулость, которая у подростков распространена. Краткосрочные системные нагрузки является стимулятором роста организма.
Внеурочная работа по предмету повышает мотивацию, позволяет развивать в детях чувство ответственности за своё здоровье, бережное к нему отношение.
Обучающиеся охотно принимают участие во Bcepoccийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания».
Организация спортивно-массовых мероприятий:
участие во Всероссийской акции "Я выбираю спорт" (соревнования по мини-футболу);
спортивное мероприятие "Большие гонки"
спортивное мероприятие "Папа, мама, я";
эстафеты
принимаю нормы ГТО и др.
Для мотивации обучающихся по итогам школьных соревнований обязательно подвожу итоги с вручением грамот, что позволяет ребятам формировать личное портфолио и отслеживать свои спортивные достижения. На школьном сайте размещается информация о спортивных мероприятиях и их результатах.
Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности обучающихся с целью:
Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности обучающихся.
Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся в школе.
Данный мониторинг провожу по такой схеме:
Тестирование обучающихся в начале учебного года
Создание банка данных о физической подготовленности обучающихся. Составление списка с уровнем физического развития.
Четвертное тестирование обучающихся
Отслеживание динамики изменения показателей физической подготовленности
Разработка рекомендаций
Тестирование обучающихся в конце учебного года
Анализ результатов

К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний и нормы ГТО, которые провожу не раз в год, а каждое полугодие. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы обучающихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.
3.Повысить интерес обучающихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Закончить описание опыта по внедрению и применению здоровьесберегающих технологий в учебный процесс занятий физической культуры хочется интересным высказыванием выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате "Мысли о воспитании": "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути".
Автор: Крестьянов А.С.,
учитель физической культуры