Диагностическая работа классного руководителя младших школьников как средство повышения эффективности воспитательного процесса


Диагностическая работа классного руководителя младших школьников как средство повышения эффективности воспитательного процесса
Как известно, основным средством воздействия на личность учащегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.
Цели изучения классного коллектива многоплановые:
1.Определение статуса каждого ребёнка в системе межличностных отношений в классном коллективе
2.Выявление уровня развития и воспитанности классного коллектива и стиль его жизнедеятельности
3. Определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных членов.
Чтобы всё это выявить, тем более измерить – достаточно сложно, поэтому в воспитательном процессе так необходима диагностика.
         В результате через диагностику можно установить, как реализованы воспитательные задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.
В соответствии с этим можно выделить 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.  Перед тем, как  определить воспитательную задачу и цели, которые будут реализованы в  данном учебной году, нужно изучить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить мотивы поведения учащихся в классе и школе, выявить мотивы дружбы в коллективе. Для выявления таких показателей мы используем диагностики:
1. Социометрия. (Пользоваться можно с 1 класса). Целью данной диагностики является определение межличностных отношений в классе.
2. Методика «Солнце, тучка, дождик» (используется со 2 класса), целью данной диагностики является определение самочувствия и настроения детей в классе, дома, с друзьями.
2.Методика «Что важнее?» (желательно использовать в 3-4 классе) Целью данной диагностики является выявление мотивов дружбы.
3.Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности(желательно проводить в 3-4 классах). Целью данной диагностики является выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.
Дальнейшую свою воспитательную деятельность в новом учебном году я уже строю по результатам этих диагностик:
Проведя диагностику «Социометрия» в 1 классе можно решить 2 задачи:
Выявить лидеров и изолированных детей
Выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
По результатам этой диагностики можно увидеть, что в классе есть дети, которые изолированы и с ними мало общаются остальные дети. В общении с детьми учителю нужно публично признавать их достижения, ведь давно известно, что общение со сверстниками связано с учебными достижениями и если учитель хвалит, то с ним можно дружить.
Также проведя диагностику « Что важнее?» в начале третьего класса можно выяснить, что мешает дружбе между детьми данного класса.
Методика изучения мотивов участия школьников в совместных делах, помогает выяснить, что привлекает детей в совместной деятельности:
И так, полнота и информативность при начальной диагностики в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса, и соответствуют оптимальному развитию детей.
2) Корректирующая (текущая) диагностика  проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует меня на изменения, которые происходят  в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок  корректировать свою работу и совершенствовать  стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации  и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию воспитательной деятельности. 
В данной работе можно использовать диагностики:
1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью - целью данной диагностики является определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Эта методика помогает увидеть какие изменения происходят в данном коллективе в течении года.
2.Методика цветоописи «Психологическая атмосфера в классном коллективе». С помощью данной диагностики можно выявить состояние психологического климата в коллективе во время учебного года.
Так, данные диагностики помогут увидеть классному руководителю те изменения, которые происходят в коллективе в течение учебного года.
Какие методы я использую в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе. Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью я выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников 4 класса. 1) Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам(а) хочу учиться) 3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему? Также я использую метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения ( какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях. Метод беседы - более гибкий, чем опрос, способ изучения учащихся. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаю в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер ( а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?») Я считаю, что не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы я в краткой форме записываю. Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые ( свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение. 1. Есть ли у тебя трудности в общении?
а) со сверстниками б) с учителями в) с родителями г) с другими членами семьи д) с друзьями во дворе е) для свободного ответа
2. Если есть, то в чем они заключаются?
а) мало или нет друзей
б) обижают, дразнят;
в) воруют вещи
г) бьют
д) не понимают моего внутреннего мира
е) нет общих интересов
ж) заставляют что-либо делать
з) держат в страхе
и) мне неинтересно с ними
к) требуют только хороших оценок
л) не видят моих хороших качеств
3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?
а) к товарищу по классу
б) к товарищу вне класса
в) к маме
г) к отцу
д) к др.родственнику
е) к учителю
ж) ?
Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу. Фамилии учеников 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 1 Андреев Сверстники Дразнят Товарищи
3)  В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции воспитательного воздействия в течение следующего учебного года.
На данном этапе можно использовать диагностики, которыми пользовались на начальном этапе и выявить динамику. Результаты обобщающей диагностики записываются в диагностическую карту класса.
Итак, я считаю, что проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.