Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения

Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения.

Каждый учитель сталкивается в работе с многообразными индивидуальными различиями своих учеников: по темпераменту и характеру, способностям и знаниям, особенностям поведения и общения. Не все они, конечно, в равной степени влияют на результаты учебной деятельности, но есть и те, которые нельзя игнорировать.
К таким особенностям относится индивидуальная представленность основных свойств нервной системы, среди которых наиболее изучены СИЛА-СЛАБОСТЬ, т. е. степень выносливости, работоспособности нервной системы, устойчивость ее к разного рода помехам. Понятие СИЛЫ-СЛАБОСТИ нервной системы было введено Иваном Петровичем Павловым. Он считал, что наиболее важная характеристика нервной системы – сила процесса возбуждения, которая отражает работоспособность и проявляется в возможности выдерживать сильное возбуждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и истощения.
Знание силы-слабости нервной системы учащихся поможет учителю найти для каждого ученика определенный индивидуальный стиль деятельности, а следовательно, сделает обучение эффективным.
Следует сказать, что в определенных видах заданий могут проявиться как сильные, так и слабые стороны деятельности учащихся с разными типами нервной системы.. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не самими природными чертами школьника, а тем, насколько у него сформировались приемы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса, с одной стороны, и индивидуальным проявлениям основных свойств нервной системы – с другой.
Установить эти особенности можно с помощью специальных методик, а также путем наблюдений за учащимися в разных ситуациях.
Проявления силыслабости нервной системы выражаются в показателях работоспособности человека, т.е. в умении в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение; в показателях, отражающих способность человека выдерживать действие сверхсильного раздражителя; в показателях помехоустойчивости, т.е. способности человека противостоять действиям посторонних раздражителей (внешних тормозов); в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям.

Если ученик при напряженной работе на уроке быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленно усваивает материал, то его можно охарактеризовать как представителя слабого типа нервной системы.
Подтверждение этому – затруднения ребенка в ответственной, эмоционально напряженной ситуации (быстрый темп урока, неудачный ответ, необходимость распределения внимания, постоянное отвлечение и т.п.)
Согласно психологическим исследованиям, учащиеся со слабой нервной системой чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих, но и среди отличников могут встречаться дети со слабой и нервной системой.
Учащиеся с сильной нервной системой в перечисленных ситуациях ведут себя иначе. Они без особого напряжения могут работать в течение длительного времени, их не пугает ответственная, напряженная работа, даже если ее надо сделать за ограниченный промежуток времени. Правильность их ответов не зависит от того, какой темп работы задает учитель, их не смущают неожиданные вопросы, частое переключение внимания, неспокойная обстановка. Они чаще уверены в себе, в своих знаниях, возможностях. Но это не означает, что они вообще не испытывают затруднений. Так, напимер, при однообразной, монотонной работе у них часто возникает чувство раздражения, неудовольствия. Они начинают отвлекаться, разговаривать, задавать вопросы учителю, заглядывать в чужие тетради.
Опираясь на перечисленные жизненные проявления силы нервной системы, педагогу следует применять по отношению к тем или иным ученикам специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.
Так, по отношению к учащимся со слабой нервной системой рекомендуется соблюдать следующие правила:
1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
4) лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
5) путем построения правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «умница», «молодец» и т.д.) нужно формировать у него уверенность в своих силах, в своих знаниях; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;
6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;
7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;
8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

При работе с учащимися, обладающими сильной нервной системой, особенно в ситуации монотонии, учителю следует в определенной степени разнообразить их деятельность. Необходимо направить учащихся на поиск иных форм разнообразия, например на анализ других путей решения задач, отличных от применяемой схемы; можно чередовать действия.    В ситуации, когда требуется выполнение поэтапных действий, таких детей нужно контролировать особенно, чтобы проверить постепенность, последовательность их действий. То же относится и к работе, связанной с систематизацией, планированием и проверкой выполненного. Нужно побуждать таких детей выполнять самоконтроль и взаимоконтроль.
Следует признать, что современные условия организации учебной деятельности, т.е. особенности приемов и методов обучения, работы учителя с классом в целом более соответствуют особенностям учащихся с сильной нервной системой. Для того, чтобы дети со слабой нервной системой чувствовали себя в классном коллективе комфортно и успевали в учебе, работа учителя должна строиться таким образом, чтобы слабые дети понимали, в чем преимущество их особенностей, а в чем недостаток.
Какие же есть преимущества у учащихся со слабой нервной системой?
Во-первых, установлено, что слабые легче действуют по шаблону, схеме. Они любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности.
Слабые склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, поэтому они успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки. За счет тщательной подготовки слабые склонны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала. Это достигается отчасти путем систематизации знаний. И наконец, слабые склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов. Если им представляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем сильнее.
Итак, знание природных особенностей учащихся и их проявлений в учебной деятельности позволяет заранее предусмотреть, в каких учебных ситуациях, условиях эти проявления окажутся благоприятными для достижения успеха, а в каких могут препятствовать ему. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности, а не видеть всех обучающихся «на одно лицо». Если ученик научится строить свою работу с учетом своего потенциала, то сможет избежать таких нежелательных состояний, как переутомление и нгрузка.

15