Внеклассное мероприятие по астрономии Звёздный час



Игра «Звёздный час»
Цели игры: активизировать познавательную активность учащихся, расширить кругозор, развивать логическое мышление, применять полученные знания к конкретным ситуациям, воспитывать интерес к предмету, формировать навыки общения, культуру поведения.
Оформление зала: 1.. На стенах зала портреты К.Э Циолковского,
С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина.
2. Слова « Человечество не останется вечно на Земле, а в погоне за светом и пространством сначала несмело проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет всё околосолнечное пространство» (К.Э. Циолковский)
Условия игры:
1. В игре принимают участие две команды по 6 человек;
2. На подготовку ответа даётся 1 мин.;
3.Если команда ответила без подготовки, то 1 мин. остаётся в запасе;
4. После каждой викторины жюри объявляет результат.
Ход игры.
Вступительное слово учителя: Мы живём в удивительное время, когда полёты в космос стали реальностью. Это произошло 12 апреля 1961 года. В этом году мы отмечаем 55 годовщину этого события. Космонавтика – одна из отраслей науки, которая имеет много тайн. Столетиями учёные и образованные люди мечтали о полётах в космос и рассуждали о строении Вселенной.
Человек любопытен по своей природе и те возможности, которые дали полёты в космос, стали основой новых научно-технических открытий.
Мы преклоняемся перед мужеством первого лётчика-космонавта
Ю.А. Гагарина, помним о заслугах всех исследователей космоса.
Ведущий: Звёздное небо… Наверное нет человека, которого не поражала бы его красота и таинственность. Не зря древние греки дали всей звёздной Вселенной название КОСМОС, что означает »украшение». И сегодня в игре мы проверим, что вы знаете об этом «украшении».

1. Разминка.
В честь каких богов названы планеты?
1. Планета, названная именем богини весны и садов, любви и красоты. (Венера).
2. Планета, названная именем бога, которого считали покровителем полей и урожая, отца Ромула и Рома – основателей Рима. ( Марс.)
3. Планета, названная именем вестника олимпийских богов, покровителя пастухов, путешественников, бога торговли и прибыли. ( Меркурий.)
4. Планета, названная именем римского бога посевов, покровителя земледелия. В греческой мифологии ему отвечает божество Кронос.
( Сатурн.)
5. Планета, названная именем верхового бога, который скинул в Тартар своего отца – тирана Кроноса. Атрибутами его власти считали щит-эгиду, скипетр и орла. (Юпитер.)
6. Планета, названная именем бога родников, рек и морей. (Нептун.)
Космическая викторина
1. Синоним слова « космос». ( Вселенная.)
2. Гигантские звёздные скопления. (Галактики.)
3. Третья планета от Солнца. ( Земля.)
4. Природный спутник Земли. ( Луна.)
5. В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица.)
6. Расстояние от Земли до Солнца. ( 150 млн км.)
7. Сколько спутников имеет Марс? ( Два.)
8. Какую планету открыли на « кончике пера»? ( Нептун.)
9. Какой праздник нашего народа связан с днём равноденствия?
( Пасха.)
10. Хвостатое небесное тело. (Комета.)
11. Наибольшая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
12. Специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований. ( Обсерватория.)

Имена в астрономии.
1. Основатель теоретической космонавтики (К. Циолковский.)
2. Творец Лунной трассы, пионер космонавтики. ( Ю. Кондратюк.)
3. Кто пилотировал первый корабль « Восток»? ( Ю. Гагарин.)
4. Основатель практической космонавтики. ( С. Королёв.)
5. Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос? ( А. Леонов.)
6. Американский астронавт, который первым в истории человечества ступил на поверхность Луны. (Н. Амстронг.)
Презентация проекта « Звёзды».

-Звёздное небо! Наверное нет такого человека, которого не удивляла его красота и таинственность. Звёзды. Как и люди, рождаются, живут и умирают.
-Рождаются звёзды в протозвёздном веществе, которое формируется в газопылевом облаке.
- Звёзды – это газовые шары, похожие на Солнце, но расположены так далеко от нас, что имеют вид пятен, которые светятся.
-После выгорания водорода в недрах звёзд её оболочка раздувается, и она превращается в гигант или сверхгигант.
- Иногда две или несколько звёзд расположены близко одна к одной и вращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными. Две звезды в паре могут быть одинаковые, могут быть разными.
- Среди них белый карлик.
- И красный гигант.
- Сверхновые вспыхивают неожиданно, их появление демонстрирует всю грандиозность этого явления, потому что их светимость во время вспышки увеличивается в десятки звёздных величин в течение нескольких дней.
- Нейтронные звёзды получили такое название потому что в основном состоят из нейтронов. Из-за большой температуры вещество в ядре ионизируется. Нейтронные звёзды – конечный результат эволюции звёзд большой массы.
- После взрыва обычно появляются пульсары.
- Или чёрные дыры.
- Массивные звёзды взрываются и сбрасывают оболочку, которая
превращается в газопылевую туманность.
То, что мы сделаны из пепла давно погасших звёзд,- это не просто красивая фраза. Она очень точно отражает события, которые происходят во Вселенной.
Презентация проекта » Симфония звёздного неба».

В центре Солнечной системы находится Солнце. Вокруг него вращается 8 планет: Меркурий, Венера, Земля , Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
- Когда И . Кеплер открыл законы движения планет, он выдвинул гипотезу о существовании связанной с ним музыки. «Песня» каждой планеты зависит от её размеров, формы и изменения скорости движения. В понимании учёного каждая планета звучит в космосе, как нота.
- Солнце, ближайшая к нам звезда, а в космосе это нота « до ».
- Меркурий даёт настоящий гул.
- Венера звучит в диапазоне четвёртого тона.
- Удивительную сказку нашептывает Земля.
- Марс выдает звуки с быстрыми переходами, которые охватывают широкий диапазон тонов.
- Звучание Юпитера похоже на звук работающих механизмов.
- Таинственные мотивы Сатурна доходят до нас.
- Пульсирующие звуки издаёт Уран.
- Как настоящий бог морей, Нептун посылает нам порывы морского ветра.
- С помощью электронно-вычислительной техники учёные дали нам возможность услышать эту музыку – музыку хрустальных сфер, которые неслышно для человека исполняют мировую симфонию.
Итоги игры
За каждый правильный ответ даётся 1 балл, за презентации-5баллов. Определяются самые активные участники от каждой команды. Награждаются победители.
Литература
1. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной/ В.В. Евсюков. – Новосибирск :Наука,1988.
2. Космос: Научно- художественный сборник. – Л.: Детская литература,1982.
3. Энциклопедия для любознательных. Всё о космосе.- Х.: Клуб семейного досуга, 2008.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»
Из опыта педагогической деятельности

Сценарий игры
«ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»
Комиссарова Зинаида
Николаевна
учитель физики
специалист высшей категории
Адрес учебного заведения:
кв. Гагарина, 26
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
ЛНР « Ровеньковская общеобразо-
вательная школа № 9»

Ровеньки