«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ ФЛЕЙТИСТА, КАК ОСНОВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ»


«ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЫХАНИЯ ФЛЕЙТИСТА,
КАК ОСНОВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ»
Суходольская Д.А.,
преподаватель по классу флейты
2016 г.
Важнейшей задачей каждого духовика, в том числе исполнителя флейтиста, является овладение правильным, профессиональным звучанием инструмента, то есть поставленным звуком, которому свойственны чистота и устойчивость, объёмность и глубина, лёгкость и мягкость, тембр и резонанс.
Роль исполнительского дыхания при игре на духовых инструментах настолько велика, что её не обошёл вниманием ни один педагог-методист. Сила, тембр, высота, длительность звука зависят не только от характера атаки (твёрдой или мягкой) и степени напряжения губных мышц, но и от интенсивности, концентрации и направления воздушной струи.
Разумеется, характер воздушной струи регулируется не только мышцами дыхания, но и губными мышцами, мышцами языка и, конечно же, слухом. Но всё же ведущая роль в звуковедении принадлежит воздушной струе, вдыхаемой исполнителем в инструмент. Таким образом, исполнительское дыхание является активным выразительным средством в арсенале музыканта-духовика. Соответственно, вопрос формирования исполнительского дыхания является вопросом первостепенной важности.
Особенно актуальным этот вопрос является для исполнителя – флейтиста. Флейта – единственный инструмент из всех духовых инструментов, у которого нет на пути выдуваемой струи воздуха твёрдых сопротивляющихся тел (тростей, мундштука), которые способствуют экономии и продолжительности выдоха. Кроме того, при игре на флейте некоторая часть воздуха уходит вхолостую. Поэтому «коэффициент полезного действия» у флейты существенно ниже, чем у других духовых инструментов.
При игре на флейте (как и на других духовых инструментах) требуется умение совершать быстрый полноценный вдох, значительно превышающий по объёму вдох при нормальном дыхательном процессе, и выдох, интенсивность которого зависит от характера музыки, высоты звучания, динамики, длины фразы. Понятно, что для приспособления дыхания к музыкальному исполнительству, к его развитию, требуется систематическая и регулярная тренировка.
В период начального обучения особое внимание педагога должно быть направлено на постановку правильного исполнительского дыхания, так как дыханию, как источнику звучания, подчинены все элементы исполнительского аппарата: амбушюр, работа языка, пальцев. Хорошо поставленное дыхание помогает избежать шипящих, и каких-либо иных призвуков в игре и способствует необходимой связи между звуками при фразировке. Овладение этим сложным, нелёгким процессом сопряжено с большими трудностями.
Когда мы говорим о постановке и использовании исполнительского дыхания, необходимо иметь в виду сознательное и целенаправленное управление исполнителем «нужными» дыхательными мышцами, которые работали бы в полной мере, как при вдохе, так и при выдохе, что наилучшим образом способствовало бы овладению искусством дыхания.
Вдох должен быть всегда быстрым, глубоким и относительно полным, в зависимости от протяжённости фразы и других исполнительских задач. Совершать вдох правильнее, удобнее и рациональнее ртом, так как только таким образом его можно произвести глубоко, быстро, полно и бесшумно. Более того, при простуде, насморке у исполнителя не нарушается его работоспособность.
Освоение техники выдоха существенно увеличивает арсенал технических приёмов флейтиста, а также значительно разгружает другие компоненты исполнительского аппарата – губы, язык, горло и даже пальцы. Помогает в ритмическом и психологическом отношении, влияет на устойчивость интонации.
От того, насколько правильно и активно дыхательные мышцы участвуют в исполнительском дыхании и какие функции они выполняют во взаимодействии с другими исполнительскими органами (особенно губами), зависят образование и ведение звука, его качество, а также все виды техники.
Правильная, рациональная методика постановки дыхания в процессе обучения играет ведущую роль в становлении исполнительского мастерства флейтиста.
Необходимые навыки исполнительского дыхания можно приобрести лишь в работе над разнообразным музыкальным материалом. Первоначальными упражнениями на флейте должны быть отдельные звуки, на которых начинающий исполнитель без особых усилий сможет добиться равномерного звучания и избежать больших интонационных погрешностей.
Дальнейшее развитие исполнительного дыхания следует проводить на материале из более продолжительных звуков в различной нюансировке, что поможет развить и приспособить к активному произвольному выдоху межрёберную мускулатуру и диафрагму начинающего флейтиста. Также в педагогической практике широко используется исполнение гамм в медленном движении с применением различных динамических оттенков.
У некоторых начинающих флейтистов часть воздуха при выдохе выходит через нос, отчего звук получается распылённый и теряет свои тембровые качества. В этом случае от педагога требуется большое внимание, чтобы вовремя заметить и исправить этот недостаток.
Однако от дыхания зависят не только динамическая сторона исполнения и качество звука. С помощью дыхания отделяется одна фраза от другой.
Большое внимание должно быть уделено развитию у учащегося привычки внимательно относиться к построению музыкального материала. Правильное распределение пунктов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения. Поэтому педагог в начале работы с учащимся над произведением должен, учитывая построение музыкального произведения и возможности учащегося, указать моменты вдоха. При этом необходимо подробно объяснить, почему именно в этом месте следует совершать вдох. Постепенно ученик научится и привыкнет самостоятельно анализировать материал и находить верные пути решения вопросов расстановки дыхания.
Итак, дыхание является главнейшим из средств выразительности в арсенале флейтиста. Чем лучше оно развито у исполнителя, тем ярче и разнообразнее может быть его нюансировка, тем качественнее и богаче будет его звук. А всестороннее развитие техники дыхания флейтиста и умение пользоваться ею как средством музыкальной выразительности в полной мере возможно только при самом широком изучении музыкальной литературы, как материала для усвоения приёмов исполнения во всём их многообразии.
Используемая литература:
1. Платонов Н.: Школа игры на флейте/ Ред. Ю. Должиков; Москва «Музыка», 1988.
2. Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое. // Вопросы музыкальной педагогики.- Москва, 1991. Вып.10. с 42-60.
3. Смирнова А.: Некоторые методические и исторические аспекты развития отечественного исполнительства на флейте.- Казань, 2000.
4. Федотов А. Дыхание и некоторые вопросы музыкальной фразировки// Методика обучения игре на духовых инструментах. Учебное пособие.- Москва, 1975.