Моделирование учебных ситуаций на уроках производственного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.


Моделирование учебных ситуаций на уроках производственного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. Согласно существующему законодательству, все граждане имеют право на труд. Лица с ограниченными возможностями – не исключение. Действительно, они имеют право получить рабочее место, выполнять ту работу, на которую способны, и получать за это зарплату.
Профессия швея всегда была востребованной и доступной для лиц с ограниченными возможностями.
Исходя из специфики комплектования групп обучающихся с разными видами заболеваний образовательный процесс строится с упором на педагогические средства, принципы и методы, носящие коррекционно-развивающий характер и направленные на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности обучающихся. Подготовка ученика к профессиональной деятельности является важнейшей составляющей социально-реабилитационного процесса. Ее главная задача вытекает из общих целей социальной реабилитации: формирования личности, устойчивой к травмирующим ситуациям и способной успешно адаптироваться в сложный, а порой и чуждый для него окружающий социальный мир. В рамках этой главной задачи должна строиться вся система организации образовательной работы с обучающимися по подготовке их к трудовой деятельности, к преодолению трудностей, которые могут встретиться на их жизненном пути.
Центральное место в системе подготовки ученика к профессиональной деятельности занимает процесс формирования мотивационной готовности к труду, которая помогла бы лицам с ограниченными возможностями достичь высокого уровня самореализации.
Формирование мотивационной готовности обучающихся к труду может решаться в рамках развивающей и психокоррекционной работы. Чтобы её эффективность была выше, важно умело пользоваться такими средствами психологического воздействия как здоровьесберегающие технологии рациональное планирования учебного процесса, построения урока.
Немаловажную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления обучающихся с отклонениями в развитии играет наглядность. Данную проблему решаю путём использования в ходе урока современных информационных компьютерных технологий, которые способны насытить обучающегося большим количеством готовых, отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности.
Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия обучающихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный, что очень важно для одновременного обучения групп обучающихся с различными формами отклонений в развитии.
Комплексно методическое обеспечение урока: тестовыеразноуровневые, индивидуальные и групповые задания, инструкционные карты с технологической последовательностью обработки узлов и деталей изделия, техническая документация дает возможность сконцентрировать внимание обучающихся на решение поставленных задач, на развитие познавательной активности.
Мною ведется большая работа по совершенствованию уроков производственного обучения путем внедрение прогрессивных методов.
В течение ряда лет работаю над проблемой использования личностно-ориентированного подхода на уроках производственного обучения. В работе используются различные методы и приемы, способствующие развитию детей, активизации их познавательной деятельности, обогащению словарного запаса. Это игровая деятельность: «соревнование в командах», «блиц – турниры» с взаимодействием звеньев, раскрепощающие обучаемых, снижающие их застенчивость, влияющие на развитие их словестно-логического мышления. Это является важным фактором становления профессиональной стороны личности ученика, правильной организации его умственной деятельности. Обучающиеся работают коллективно, но каждый может высказать своё мнение.
Для таких обучающихся профессиональное обучение осуществляется на основе приемов индивидуализации и дифференциации обучения, которые позволяют при выполнении операций по изготовлению швейных изделий на уроках производственного обучения уделять больше внимания индивидуальным особенностям обучающихся, учитывать характер их заболеваний и инвалидности.
У обучающихся с нарушением слуха, особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор ученика с нарушением слуха становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительные ощущения и восприятия у учеников с нарушением слуха развиты не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев развиты лучше.
Обучающиеся с нарушением слуха часто подмечают такие детали и тонкости окружающего мира, на которые не обращает внимания слышащий ученик. Ученики с нарушением слуха более тонко дифференцируют оттенки цветов. Во время актуализации опорных знаний и умений, на текущем и заключительном инструктаже урока производственного обучения, приглашается специалист – сурдопереводчик, что помогает обучающимся с нарушением слуха, лучшему усвоению учебного материала.Обучающиеся с заболеванием опорно-двигательного аппарата, в силу характера своего диагноза, выполняют объем дневного задания по индивидуальному дифференцированному плану согласно своим физическим возможностям.
Обучающимся с особенно психическими отклонениями здоровья, предлагаю на уроке производственного обучения смену деятельности: машинные работы на ручные и наоборот, творческие задания, "мозговой штурм", что способствует развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Задания, требующие зрительного внимания, должны чередоваться с такими, при которых необходимо прислушиваться. Постепенность усложнения заданий помогает привлечь внимание ученика настолько, что, не смотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять его активно.
С самых первых минут обучающийся должен почувствовать доброжелательный настрой. В мастерской, где мастер спокоен и приветлив, обучающиеся с радостью устремляются с ним в мир знаний. Очень полезно хвалить ученика, оценивать его работу по достоинству (особенно обучающихся с низким уровнем самооценки), после этого они будут обучаться с большей отдачей и желанием.
Обучающимся с заболеваниями внутренних органов стараюсь дозированно распределять нагрузку, чаще проветривать помещение, кто более метеозависим, обращается за помощью к медицинскому персоналу.
Применяемые мною вышеуказанные методы обучения позволяют сделать процесс обучения коррекционно-направленным, способствуют максимальной адаптации обучающихся с физическими и умственными нарушениями к самостоятельной жизни, приобретению профессиональных знаний и умений, навыков исправлению свойственных данному контингенту лиц недостатков (робости, застенчивости, смущенности, нереализованности, комплекса неполноценности), помогают поверить в себя и свои возможности, стать полноправным членом нашего общества.Важным средством в подготовке обучающегося к труду, в формировании у него профессиональных знаний, умений, навыков, является умелая психологическая поддержка. Она позволяет помочь обучающемуся поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать его при неудачах. На своих уроках производственного обучения, особенно в осеннее и зимнее время использую на уроках производственного обучения цвета терапию, демонстрационные слайды, образцы изделия, раздаточный материал, выбираю по определенному цвету. Яркие объёмные образы различных цветов активизируют внимание и способствуют лучшему запоминанию материала, правильной организации умственной деятельности обучающихся.