Урок по русскому языку Предлог как отдельное слово




Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование

Сейчас наше общество   стремительно развивается, постоянно происходят изменения в обществе и экономике. Все это требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям окружающего мира.
      Знания становятся понятными, если они получены в процессе собственной деятельности.
    У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный (низкий) уровень познавательной активности, сниженный уровень работы и самостоятельности.

Поэтому поиск и использование новых форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса.
     Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и чтобы его повысить, учителю необходимо применять средства, которые способствуют активизации учебной деятельности.

Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Поэтому применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности - необходимое условие для достижения успешности процесса учащихся с ОВЗ.

    Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Здесь сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование различных надписей на доске: составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. 3. Восприятие материала с закрытыми глазами (в ходе урока) используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
5.Использование презентации и фрагментов презентации в ходе урока.
Мультимедийные презентации повышают мотивационную активность учащегося.

   Все эти методы и приёмы организации обучения помогают повысить познавательную активность учащихся с ОВЗ, активно вовлечь обучающихся в образовательный процесс.
В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира; это необходимо для подготовки ко взрослой жизни.

Большая часть времени на уроке (10-15 минут) должна быть посвящена изучению нового материала. Закрепление проводится в форме- повторения и применения знаний.

Только при таком подходе к построению урока ученик становится участником образовательного процесса, т.к. ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Предлог как отдельное слово»
Тема
Предлог как отдельное слово

Цель
Знакомство учащихся с служебной частью речи - предлогом.




Планируемый результат
знакомство с предлогом, как новой грамматической единицей;
- употребления предлогов в устной речи;
- правописания предлогов с другими словами.



Основные понятия
Предлог

Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы :
-основные
-дополнительные
Учебник: Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 5 класса;

раздаточный материал

Организация пространства
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах














Описание материала: конспект русского языка для учащихся 5класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Предлог как отдельное слово» Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э.В. Якубовской., Н.В.Павловой., Н.Г.Галунчиковой
Данный материал будет полезен учителям коррекционных школ для работы с учащимися при изучении темы:Предлоги. Их употребление в речи.
Учащиеся на практической основе учатся применению предлогов со словами, словосочетаниями, используемые в текстах , решать проблемные ситуации. Каждый учащийся на уроке получает возможность высказать свое мнение, проявить активность. Применить имеющиеся у него знания по теме.












КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 5 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ


ТЕМА УРОКА:
5 класс "Предлог как отдельное слово"




Составила: учитель русского языка
ГБОУ школы №22 г. Армавира
Батракова Т.Э.



Тема урока: Предлог как отдельное слово.


Цель урока: Знакомство учащихся с служебной частью речи - предлогом.


Задачи урока.
Образовательные: - знакомство с предлогом, как новой грамматической единицей;
- употребления предлогов в устной речи;
- правописания предлогов с другими словами.

Коррекционно-развивающие: - коррекция памяти и внимания,
-развитие речи учащихся;
- обогащение и расширение словарного запаса учащихся.



Здоровьесберегающие:
-коррекция мелкой моторики пальцев рук с помощью упражнений для рук;
-продолжение обучения приёмам релаксации.

Воспитательные: - продолжать воспитывать познавательную активность.



Оборудование: учебник - Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 5 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,
тетради, карточки со словами для фронтальной работы



Тип урока. Комбинированный урок.


Этапы урока.
1 Организационный.

2 Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

3 Определение темы урока, цели и задач урока.

4 Усвоение новых знаний.

5 Физкультминутка.

6 Закрепление знаний. Речевая гимнастика. Самостоятельная работа.

7 Обобщение знаний. Игровой момент.

8. Рефлексия









Ход урока.
Основные этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.

1.Организационный



2.Пальчиковая гимнастика




3. Определение темы урока






4. Усвоение новых знаний.







5. Физкультминутка




6. Закрепление знаний.
Речевая гимнастика

Самостоятельная работа









7.Обобщение знаний. Игровой момент.




8. Рефлексия







Организационный момент



упражнения со стихотворным сопровождением.
.

Инструктаж.
Сообщение темы урока.





.Постановка проблемного вопроса. Вывод.






Инструктаж.





Анализ ошибок.
Словесная оценка.








Подведение итогов урока.








Игра " Пожелаем друг другу счастья"


Выполнение упражнений с проговариванием стихотворения.


Ответы на вопросы.






Ответы на вопросы.
Индивидуальная работа у доски.
Самостоятельная работа в тетради.








Проговаривание скороговорок

Работа по карточкам












Самооценка работы на уроке




Ход урока:
1. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня на уроке гости.
Улыбнемся им
- Пожелайте друг другу успехов на уроке. (Игра «Пожелаем друг другу
счастья» )

2. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение "Колечки"
Наши пальчики как венок сплетём,
Ручки вытянем потом,
Пальчики выгнулись чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.


3. Определение темы урока
На доске - загадка:
Всю ночь летает, мышей добывает.
А чуть станет светло- опять спать летит в дупло.
Появляются карточки со словами: СОВА, ДУПЛЕ, ЖИВЁТ.

-Составьте предложение. О ком в нем говорится?
Задаем вопрос.
Достаточно ли будет этого вопроса?
-Что нужно употребить , чтобы связать эти слова?
- Для чего нужны предлоги? Запишим полученное предложение.
подчеркнем слово-помощника ПРЕДЛОГ

-учебник:

5кл - стр.281(174)



4. Усвоение новых знаний.


На доске пары слов и предлоги –помощники.

карандаш --- пенал (В)
белка --- дерево (НА)

бабочка --- цветок (над)


солнышко --- тучка (ЗА) Давайте добавим предлоги
- Как предлоги пишутся с другими словами? (Раздельно)


5. Физкультминутка
Встали –сели,
встали – снова присели,
А потом, а потом – потянулись, повернулись,
Снова сели – и продолжаем наш урок




6.Закрепление знаний.






Речевая гимнастика





Белка, ёжик и енот, Волк, лиса, малышка-крот Были дружные соседи. На пирог пришли к медведю.



Как-то раз в лесу густом Ёж построил себе дом. Пригласил лесных зверей, Назовем их всех скорей: Белые зайчата, рыжие лисята, Весёлые медвежата, Какие хорошие зверята.


Почему все животные такие бодрые, весёлые?
– А что мы с вами должны делать, чтобы быть здоровыми?





7. Дидактическая игра « Цветик-семицветик»


Обобщение знаний


Рефлексия



На листе бумаги давайте обведем свою ладошку.


Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?
-Понравился вам урок?
Давайте скажем друг другу - спасибо.


Наш урок окончен.


.









Приветствуют гостей улыбками.



Выполняют игру-упражнение





Выполняют упражнения для мелкой моторики

















Познавательные УУД
Общеучебные УУД









Регулятивные УУД
Личностные УУД

Коммуникативные УУД




Предлоги нужны для связи слов в предложении.
Записывают предложение: Сова живёт в дупле.














Познавательные УУД
Общеучебные УУД

Коммуникативные УУД






Называют слова. Записывают выборочно.













Личностные УУД
Коммуникативные УУД












Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.









Учащиеся проговаривают скороговорки







Познавательные УУД
Общеучебные УУД









Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД


























Личностные УУД
Коммуникативные УУД









Учащиеся рассказывают, что им понравилось больше всего на уроке









Самоанализ урока
На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе обучения).

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Оборудование: учебник «Учебник: Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» для 5 класса, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы.

По типу – это урок изучения нового материала.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Предлоги, как части речи» курса «Русский язык для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией Э.В. Якубовской., Н.В.Павловой., Н.Г.Галунчиковой».

Данный урок один в разделе. Он тесно связан с предыдущими уроками.

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, учтено было: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха.







Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

На всех этапах урока эффективно и полезно использовала время, прививала интерес к предмету, развивала воображение, внимание, память учеников.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя.
На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цели в течение урока были достигнуты.

Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.




















Литература:
1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
2. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
4. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33..

5. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.






Заголовок 115