Семинар-практикум «Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения осуждённых с учётом их психологических особенностей»



Семинар-практикум
"Индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения осуждённых с учётом их психологических особенностей"


Цель: расширить знания педагогов о типах темперамента и особенностях поведения осуждённых с различной структурой темперамента.

Ход семинара

1 часть: сообщение

Педагог закрытой школы не столько учит, сколько воспитывает. Воспитание с гуманистических позиций предполагает стимулирование ученика к развитию, создание условий для саморазвития. Естественно, это требует отказа от ролевых масок и включения во взаимодействие эмоционально-ценностного опыта и педагога и воспитанника. Основные характеристики взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что взаимодействие сторон - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач.
Эффективность взаимопонимания обеспечивают:
- объективность знания личностных сторон ученика, его интересов, увлечений;
- обоюдный интерес друг к другу педагога и воспитанников;
- способность приходить к согласию по спорным вопросам;
- учет мнения друг друга.

Одной из важнейших характеристик личности является темперамент.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамику ее психической деятельности.
Темперамент определяет различия в поведении людей, прежде всего в динамических аспектах.

Выделяются четыре типа темперамента:
сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический.

Холерик характеризуется сильным, подвижным, но неуравновешенным типом нервной системы;
сангвиник - сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы;
флегматик - сильным, уравновешенным, но инертным типом нервной системы;
меланхолик - слабым типом нервной системы.

2 часть: практикум

Психолог предлагает разобрать пример.
Структура темперамента осуждённого по результатам экспресс-теста.
(Тест из книги Е.Жарикова и Е.Крушельницкого «Для тебя и о тебе»,
М: Просвещение, 2001)

Холерик - 12 баллов;
Сангвиник - 9 баллов;
Флегматик - 3 балла
Меланхолик - 4 балла

Вопрос: как может проявлять себя ученик с такой структурой темперамента? Как осуществляется индивидуальный подход в воспитании такого ученика?
Вначале даётся время для того, чтобы каждый обдумал ответ на эти вопросы самостоятельно, затем происходит обсуждение в группах по 3-4 человека.
Один человек из каждой группы озвучивает общее мнение своей группы.
После этого происходит общее обсуждение и вырабатывается общее мнение.

часть: обобщение и заключение

Что нового узнали в ходе семинара?
Что помогало и что мешало работе на семинаре?
Пожелания ведущему.




Примечание. При подготовке к семинару учителям заранее раздаётся распечатка «Приложения» и список литературы для предварительного ознакомления с содержанием вопроса, который будет обсуждаться в ходе семинара.









Приложение


Характеристика темпераментов

Признак

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик


Речь, движе-ния, мимика

Энергично-определенные, живые

Радостно оживленные

Спокойно медлительные, тяжелые
Медленные, вялые

Особен-ности жизнен-ных устано-вок

Радостное проявление внутренней жизни. Всегда доволен, весел, бодр. Живет энергично, утверждая свою волю. Активность сочетается с сильной волей.
Любит веселье, суматоху и хотел бы всегда жить без сложностей.
Раздражителен,
вспыльчив, быстр в делах. Ненавидит леность, медлительность и чопорность. Хочет быстро
достичь цели и не боится опасностей.

Медлителен в чувствах. Спокоен и хладнокровен. С трудом выходит из равновесия, избегает
оживленной деятельности, никогда не спешит.
Долго обдумывает, размышляет. Недоволен, если его отвлекают от внутренних переживаний
или беспокоят.
Воспринимает все серьезно, поэтому не находит настоящей радости в жизни.
Любит одиночество и думает о плохом, которое может случиться или произошло.




Психологическая характеристика темпераментов осужденных


1. Осужденный-сангвиник - это впечатлительный, живой, с умеренным возбуждением человека, откликающийся на все то, что привлекает его внимание. Он повышенно активен, энергично принимается за любое дело. Вместе с тем его активность и реактивность уравновешены между собой , поэтому он достаточно легко сдерживает проявление своих чувств. У него ускоренная походка, быстрые движения и темп речи. Он легко привыкает к новой обстановке, быстро переключается с одной работы на другую. Экстравертирован. Однако эмоциональные переживания осужденного-сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность, активность и реактивность при отрицательных воспитательных влияниях могут привести к отсутствию должной сосредоточенности,
поспешности. А иногда и к дилетантизму.

2. Осужденный-холерик - это порывистый, увлекающийся, легко приходящий в крайнее возбуждение и выходящий из себя человек. Он несдержан, нетерпелив, быстр и резок, поскольку у него реактивность преобладает над активностью. Его движения стремительны, речь горячая, богатая эмоциональными оттенками, мимика и пантомимика - разнообразны и ярки. Он способен длительно и сосредоточенно выполнять работу, при этом проявляет повышенную настойчивость. Его интересы и увлечения довольно
постоянны. Осужденный-холерик не теряется при возникновении трудностей и с легкостью их преодолевает. Достаточно экстравертирован. Его недостаточная уравновешенность и легкая возбудимость могут при неблагоприятных условиях воспитания вылиться в несдержанность, вспыльчивость, неспособность
к самоконтролю.

3. Осужденный-флегматик обычно имеет сравнительно низкий уровень активности поведения и малую реактивность. Ему свойственна невозмутимость, маловыразительность мимики и пантомимики. Он довольно устойчив в своих желаниях, стремлениях и увлечениях. Не спеша включается в работу, но, войдя в ее ритм, спокойно, без лишних колебаний и отступлений стремиться довести до завершения. Несколько замкнутый, интровентирован, эмоционально маловозбудим, ригиден. При неблагоприятном воздействии у осужденного-флегматика могут развиваться вялость, бедность и слабость эмоциональных состояний, склонность к привычным действиям и поступкам.

4. Осужденный-меланхолик характеризуется изменением настроения даже по очень незначительному поводу, обидчивостью и легкой ранимостью. Быстро замыкается в себе и легко теряется, не доводит начатое дело до конца. Если встречаются трудности и препятствия. Его мимика и пантимимика вялые, речь медленная. Он долго переживает неприятности и радости, хотя внешне это почти незаметно. Необщителен, замкнут. При отсутствии соответствующих условий воспитания у меланхолика могут развиваться болезненная эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживания незначительных жизненных обстоятельств.
Меланхолик. Это слабый тип, и потому мы уделим ему несколько больше внимания. Для него характерны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми. Меланхолик пассивен, обидчив. Малейшая неприятность способна вывести его из равновесия. Голос у него тихий, речь замедленная. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. По свидетельству тех же «Темпераментов», любимое занятие меланхолика «стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык».
Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, как правило становится препятствием для меланхолика. Он теряется, опускает руки, и в такие моменты ему очень нужны сочувствие и поддержка окружающих. Впрочем, у настоящего меланхолика потребность в этом почти постоянна. Но ошибается, тот, кто сочтет меланхолика ни на что не годным. Он отличный работник, когда для этого созданы необходимые условия, имеются точные инструкции, а его самого поощряют и поддерживают.
Меланхолика сравнивают с чувствительной фотопленкой, для которой губителен сильный свет. Этому темпераменту противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом большой чувствительностью нервной системы. Слова «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба» написаны меланхоликом. Стихи о Прекрасной Даме тоже. Меланхоликами были Гоголь, Чайковский.
Но, конечно же, меланхолики сильны не только в литературе и искусстве. Преимущества этого темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, переводчик-синхронист, авиадиспетчер.
Склонность к тревоге тоже имеет положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен. Поэтому если вы собираетесь провести каникулы или отпуск в походе, то пригласите и его: он поможет свести неприятные приключения к минимуму.
Меланхолику не грех знать возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Одна из главных работа, противоречащая его характеру. Безусловно, обучение и воспитание сыграют свою роль, и человек будет успешно справляться с делом, но цена за несвойственное ему поведение может быть слишком высока. Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.


Литература

Е.Жариков, Е. Крушельницкий – Для тебя и о тебе. М: Просвещение, 2001
А.В. Батаршев – Психология индивидуальных различий (от темперамента – к характеру и типологии личности). М: ВЛАДОС, 2011